29 мая 2022

Посмотрело 61

Аптекарь Лагидзе — король лимонадов!

Статья

29 мая 2022

Посмотрело 61

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без газированных напитков. Для многих вкус лимонада, ситро, крем-соды связан с самыми трогательными детскими воспоминаниями. Но немногие помнят, что автором великих «Тархуна», «Лимонада» и «Байкала» является аптекарь с дальней окраины Российской империи1
Шампанское без вина

Легенда гласит, что первый лимонад появился во Франции в XVII веке при дворе Людовика I. Виночерпий перепутал вино с соком и решил спасти положение, добавив в сок минеральную воду. В XVIII веке шведский химик Бергман2, изобрел прибор, который обогащал воду углекислым газом, и назвал его «сатуратор». Затем идеи Бергмана доработал ювелир из Женевы - Якоб Швепп. Он сконструировал установку, при помощи которого начали массовый выпуск газировки, назвав её «безалкогольным шампанским».3
 
Кутаисский экспериментатор

В конце XIX века многие российские аптеки начали обзаводиться собственными сатураторами. В одной такой аптеке в городе Кутаиси работал юный помощник фармацевта, сын обедневшего дворянина, Митрофан Лагидзе4. Газировка была его страстью, и он решил, придумать собственный рецепт. Бабушка Митрофана во всех блюдах использовала эстрагон (тархун). Забавно то, что на латыни название этого растения - Artemísia dracuncúlus означает «полынь маленького дракона». Когда Митрофан приготовил первую порцию своего напитка из «маленького дракона» — первым ценителем «газированного элексира радости» стала любимая бабушка!
 
Требуйте везде — остерегайтесь подделок!

В 1887 году открылось первое собственное заведение Лагидзе — сначала в формате кафе, затем, в 1900-ом, завод в Кутаиси5. Привыкший во всём доходить до самой сути и работать только “по высшему разряду” Митрофан Варламович нанял специалистов по рекламе из Франции, и те придумали его продукции знаменитый слоган: «Требуйте везде, остерегайтесь подделок».

Будучи не просто бизнесменом, а аптекарем, Лагидзе строго следил за качеством сырья. Добивался того, чтобы травы, фрукты и ягоды для его сиропов собирали в особых районах Грузии в определенное время года.
 
Всё выше, выше и выше!

В России и Европе напитки Лагидзе стали известны после успеха в Вене на Всемирной выставке 1913 года6. После этого фруктово-ягодные газированные воды этого поставщика стали возить в императорский дворец в Петербурге, «спецбортами» отправлять правителям других стран, в частности, фанатом сладких вод стал иранский шах. После революции 1917-го бывший владелец «всея газировки» Лагидзе стал директором своего же, но уже национализированного государством, завода.

Продуктовая линейка «газвод Лагидзе» расширялась и крепла. Её любили и рядовые советские граждане, и представители политических элит7. Пили её и на Тегеранской конференции 1943-го Черчилль, Рузвельт и Сталин.  «Русский лимонад» так впечатлил мировых лидеров, что президент Рузвельт увез с собой 2 тысячи бутылок, а британский премьер Черчилль отметил “крем-соду” по рецепту бывшего аптекаря Лагидзе в мемуарах8. Под такое дело на тбилисском заводе пришлось оборудовать закрытый цех для выпуска напитков для Кремля и его высоких гостей.

Лимонадная война

Самым знаковым событием в судьбе советских газировок стала «лимонадная война», показавшая абсолютное превосходство рецептов Лагидзе. В августе 1952 года президент США Гарри Трумэн прислал Сталину тысячу бутылок «Кока-Колы». Напиток советскому вождю понравился, и он решил ответить. Первым, к кому он обратился, был Митрофан Лагидзе.

Вскоре на свет появился рецепт легендарного советского «Лимонада», на основе ванили, яблочной и грушевой эссенций9. Напиток отослали в США. Через некоторое время советский посол Андрей Громыко отрапортовал: «Трумэн потрясен, интересуется, можно ли наладить поставку в США».
 
Маэстро «Лимонад»

После такого успеха, Лагидзе назначили главным консультантом «Главминфруктвода» при Министерстве пищевой промышленности СССР. Под его руководством вышел сборник рецептов безалкогольных напитков, где из порядка 150 наименований более сотни — авторства самого Лагидзе, а по всему СССР тут и там начали появляться автоматы с вкусной газировкой. Напитки Лагидзе пользовались популярностью и у других руководителей страны: так, например, Хрущев любил «Грушевый» и «Апельсиновый», Брежневу нравился «Тархун». Сам же Митрофан Варламович предпочитал «Лимонный», цедру для производства, которого на заводе в Тбилиси снимали вручную. И это был не «каприз мастера», а технологическая необходимость — при машинной обработке с лимона снимается не только жёлтая цедра, но и белая её часть, придающая горечь сиропу10.  И это далеко не все секреты “ученика фармацевта” Митрофана Лагидзе. Новым поколениям хватит на долгие годы их разгадывать, подключая нано- и другие «высокие технологии».

Но такие уж они, аптекари. С далёкой древности изобретали, просвещали, придумывали то, без чего сегодня мы просто не мыслим свою жизнь.
Как знать, быть может ваша очередь – следующая?

Источники:
1. Накаидзе Л. И. с соавт. Углеводороды Лагидзе. Изв. АН Грузии. Сер. хим. - 2005. - 31, № 1-2. - С. 156-160.
2. Torbern Bergman: A Man before His Time.
3. The history of Scweppes
4. Фильм Г. Норидзе “Портреты века: Митрофан Лагидзе”. Общественное телевидение Грузии, 2006
5. Maia Seturi. Brand awareness and success in the market. Journal of International Scientific Publications.Economy & Business. ISSN 1314-7242, Volume 11, 2017
6. Davy Depelchin is: "The Ghent Universal and International Exhibition of 1913: Reconciling Historicism, Modernity and Exoticism".. — Ashgate Publishing, Ltd., 2015-07-28. — С. 185. — 377 с. — ISBN 9781472432810.
7. Искандер Ф. Сандро из Чегема. В 2-х томах. Время, 2018
8. Churchill W. Memoirs of the Second World War, 1948-1953
9. Великий мастер безалкогольных напитков. Химия и технология пищевых продуктов. – 2005. – № 17
10. Vekiari S. A., Protopapadakis E. E., Papadopoulou P., Papanicolaou D., Panou C., Vamvakias M. Composition and Seasonal Variation of the Essential Oil frern Leaves and Peel of a Cretam Lemon Variety. J. Agric. Food Chem, 2002, vol. 50, no. 1, pp. 147–153.
Вам может быть интересно

Ревакцинация от COVID-19: за и против

Заведующему аптекой

В России началась ревакцинация от коронавируса

Читать статью

ВОЗ обеспокоена вопросом резистентности ВИЧ к лекарственной терапии

Актуальное

ВОЗ опубликовала доклад об устойчивости ВИЧ к терапии лекарственными средствами

Читать статью

Управление инициативой в продажах

Будни работника аптеки

Инициатива наказуема?

Читать статью

НПВП: прошлое, настоящее, будущее

Будни работника аптеки

Как появились НПВП и что делает их такими популярными

Читать статью

Интересный факт. «Плацебо» от всех болезней: капли барона Вревского и таблетки Майкла Акстенса.

Будни работника аптеки

«Дайте этому пациенту что-нибудь, чтобы он подумал что мы ему дали лекарство».

Читать статью

Нарушение упаковки препарата

Будни работника аптеки

Нарушение упаковки препарата с точки зрения нормативно-правовой базы. И что в порядке отпуска изменит приказ № 1093н?

Читать статью

Аккаунт аптеки в социальных медиа – новая визитная карточка

Будни работника аптеки

Социальные медиа – «лицо» аптеки или дополнительная площадка для продаж

Читать статью

Викторина "Препараты для терапии ОРВИ и гриппа"

Викторины и квизы

Проверьте, готовы ли вы к сезону ОРВИ и гриппа

Читать статью

Офисный, компьютерный или синдром «сухого глаза»

Будни работника аптеки

Синдром сухого глаза: жалобы посетителей и аптечные препараты

Читать статью

FDA предупреждает: бупренорфин опасен для зубов

Актуальное

FDA выявило более 300 случаев проблем с зубами после приема бупренорфина

Читать статью

PRO товары повышенного спроса перед новогодними праздниками

Будни работника аптеки

Предпраздничное время - отличный способ повысить продажи

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять