29 июля 2022

Посмотрело 282

Аптеки по осени считают

Статья

29 июля 2022

Посмотрело 282

 
К началу лета текущего года аптеки России побили рекорд. По данным RNC Pharma на 01 июня 2022 года в стране работало 72,2 тыс. предприятий фармрозницы — это максимум ЗА ВСЁ ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ1
На фоне пандемии и санкций аптечный коммерческий сектор оказался одним из самых устойчивых бизнесов. Но СМИ регулярно тревожатся, что к сентябрю 15-20% аптек могут обанкротиться1,2.
 
Обоснованы ли эти опасения? Узнаем мнение ведущих экспертов фармрынка.

Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNС Pharma:
 

Фармрынок и ранее часто воспринимался внешними наблюдателями как своеобразный «остров стабильности», достаточно вспомнить целый ряд удачных и не очень попыток «поиграть» здесь со стороны продуктовых ритейлеров.
 
Проблема кроется в глобальном пересмотре условий взаимоотношений производителей и дистрибьюторов с розничным звеном. Условия работы поставщиков с партнёрами уже начали трансформироваться: прежде всего речь идёт о сокращении отсрочек платежа, а также о привязке параметров отсрочки к закупочной цене.  Конечно, ритейл едва ли придёт к тотальной модели работы по предоплате, в текущих условиях это бы означало лавинообразное закрытие аптек. Но то, что сейчас формируются условия для довольно жёсткой приоритизации в отношениях с партнёрами — неоспоримый факт.
 
Розница становится рынком поставщика, фактически производитель близок к тому, что может «назначать» уровень маржинальности этого сектора рынка.
Но пока объективно нет оснований предполагать, что розница к осени столкнётся с чередой массовых банкротств.

 
Павел Лисовский, управляющий Партнёр "Проектирование систем управления", консультант по увеличению прибыльности бизнеса, действительный участник РАФМ:
 

В СМИ активно обсуждают "новость" о том, что к сентябрю до 20% аптек могут обанкротиться. Откуда такая информация? Скорее всего, инфоповодом стало заявление одного из производителей, который в силу разных причин ожидает банкротства малых сетей уже в сентябре2. Я всё-таки думаю, что журналисты неправильно поняли информационный посыл.
 
Что касается "несветлого будущего рынка" и прогноза банкротств — да, вероятность кассовых разрывов в текущей ситуации, действительно, велика, а некоторые участники рынка уже в них. Но ввиду того, что эта ситуация касается большого количества аптек, то дистрибьюторам не с руки ухудшать условия, а в случае неплатежей подавать на банкротство. Банкрот не вернет деньги, а стоимость аптечного бизнеса сегодня невелика. Рынок живой, и он сможет подстроиться под стресс-факторы. В зоне риска, скорее, оказываются не малые и средние предприятия, а крупные сети

 
Сергей Еськин, директор маркетингового союза "Созвездие", директор по развитию ФК "Пульс":

Фарме не впервой сталкиваться с вызовами. Новые вызовы закаляют тех, кто не намерен сдаваться. Сошлюсь на слова из песни В.С. Высоцкого:

Но сурово эдак тренер мне: мол, надо, Федя, —
Главное дело — чтоб воля, говорит, была к победе.
Воля волей, если сил невпроворот, — а я увлекся:
Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, — и спёкся!

То есть если у собственника нет желания делать бизнес эффективным, то «слить» его можно в любые времена и в любой экономической ситуации.
А текущие экономические "вызовы" таковы:

-возникает дефицит в сегменте продукции, поставляемой западными компаниями
-снижается маржинальность и объём продаж растёт значимость сегмента ЖНВЛП с ограниченной наценкой увеличивается процент продаж через е-com канал (на 15% и более)
-розница ограничивается по лимитам и отсрочкам, что ведёт к кассовым разрывам
-отсутствует финансовое обеспечение в адрес производителей (при прямом контрактовании) и дистрибуторов
 
Как правило, каждый из указанных факторов не ведёт к уходу аптеки с рынка, а вот их совокупность резко повышает эту вероятность. Но, на мой взгляд, количество аптек значимо не уменьшится, а, возможно, и увеличится. При условии, что аптеки начнут анализировать причины исхода своих покупателей в е-com, создавать решения для их возвращения, а также будут более внимательно относиться к ассортиментной политике и товарному запасу.


Таким образом, эксперты не разделяют широко растиражированных опасений, предлагая смотреть в будущее трезво, но с оптимизмом, вовремя отслеживая "вызовы" текущей экономической ситуации и работая на опережение рисков.

Источники:
 
1. Эксперты ожидают банкротства до 15% аптек к осени. Фармацевтический вестник 01.06.2022.
2. Аптечный рынок Петербурга может накрыть волна банкротств. РБК, 08.06.2022
 
Вам может быть интересно

Минздрав обновил рекомендации по COVID-19

Актуальное

Минздрав опубликовал 12-ю версию рекомендаций по профилактике, диагностике и терапии COVID-19

Читать статью

Гайд по средствам для похудения

Похудение без вреда для здоровья: какие препараты предложить посетителю

Читать статью

Рецептуру – в онлайн!

Новости фармы

Законопроект о дистанционном отпуске рецептурных препаратов

Читать статью

«Третья волна» лекарств от Covid-19

Актуальное

Госзакупки лекарств для лечения COVID-19 выросли вчетверо

Читать статью

Аргументы в продажах, или как убедить сомневающегося

Будни работника аптеки

Продаем, убеждая: техника продаж для фармацевта

Читать статью

Что общего у древних мифов и фармакологии?

Будни работника аптеки

Мифы о происхождении лекарств и лекарств в античности

Читать статью

Коронавирусом можно и не заболеть?

Актуальное

Так ли опасен коронавирус для людей, которые часто взаимодействуют с больными?

Читать статью

FDA дало добро на препарат от эпизодических приступов мигрени

Актуальное

В США разрешили продавать средство от мигрени

Читать статью

Профессиональные ассоциации фармацевтических работников

Будни работника аптеки

Профессиональные ассоциации фармацевтов: история создания, цели, задачи

Читать статью

Дисконтные карты в аптеках

Будни работника аптеки

Что дисконтные программы могут дать аптеке?

Читать статью

«Не курить!» в аптеке

Аптека в законе

Требование о запрете курения в аптечном зале, при помощи специального знака, были введены в действие Приказом Минздрава № 129н от 20.02.2021 года

Читать статью

Манипуляция «во благо»

Стандарты общения с посетителями

Психологические приемы для привлечения покупателей

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять