БАД в аптеке
Согласно методическим рекомендациям МУК 2.3.2.721-98 биодобавки делятся на три вида:
1. Нутрицевтики или добавки к основным продуктам питания, которые позволяют скорректировать химический состав пищи. Эта разновидность является дополнительным источником белков, жиров, углеводов и витаминов для организма.
2. Парафармацевтики или специальные добавки к продуктам, помогающим поддерживать нормальную работу внутренних органов. Они принимаются в качестве профилактики и дополнительной терапии.
3. Эубиотики – биологически активные добавки с полезными микроорганизмами. Они позволяют нормализовать состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта. [4]
Биологически активные добавки существуют в форме:
- бальзамов, отваров, травяных сборов, чаев;
- аминокислотных и белковых комплексов;
- витаминно-минеральных комплексов;
- жиров и жироподобных веществ;
- макро и микроэлементов;
- пробиотических и пребиотических препаратов;
- продуктов пчеловодства;
- продукции растительного или животного происхождения;
- ферментных добавок. [2]
По закону продажей БАД (биологически активных добавок) могут заниматься аптечные организации с соответствующей лицензией, магазины продовольственных товаров, сети по продаже диетического питания.
Сотрудники, продающие БАД, не обязаны иметь специального медицинского или фармацевтического образования, так как биологические добавки не относятся к лекарственным средствам. [3]
Биологически активные добавки относятся к специализированным пищевым продуктам, требующим регистрации. Все характеристики каждого БАД содержатся в госреестре. Там отражено наименование, сведения о производителе, а также информация о регистрирующем органе. [1]
Соответственно, аптека не может продавать биологически активные добавки, если они не зарегистрированы. Для каждого изделия должна быть своя упаковка, а поштучная продажа запрещена.
К отпуску запрещен товар без этикетки или с этикеткой, противоречащей законодательным нормам. Кроме того, недопустима реализация фальсификата, а также продукции с незаявленными характеристиками. [4]
Чтобы улучшить качество, надзорные органы регулярно проводят проверку и контроль БАД в аптеках. Нарушение или фальсификация продукции влечет за собой наложение крупного штрафа и запрет на продажу.
Не только продажа, но и транспортировка биологически активных веществ должна соответствовать определенным нормам. Транспортное средство, осуществляющее перевозку БАД, обязано иметь санитарный паспорт и быть исправным. [2]
Внимание уделяется и условиям транспортировки: температура и влажность воздуха регламентируются технической документацией. Если в поставке есть биологически активные вещества, чувствительные к температуре, их перевозят в специальных холодильных камерах.
Упаковка и тара должны защищать товар от пыли, ультрафиолетовых лучей и осадков, механического воздействия. Грузчики и доставщики товара в обязательном порядке должны иметь санитарную книжку. [3]
Чтобы гарантировать конечному потребителю надлежащее качество аптечных товаров, аптека должна предпринимать меры. К таким действиям относится приемочный контроль. Помимо того, что аптечная организация гарантирует качество продукции, в ее обязанности входит минимизация риска фальсификата. [4]
В ходе приемки аптечных товаров, которые требуют специальных условий хранения, проводится оценка:
- документации по сопровождению товара, соответствие качеству и ассортименту;
- условий хранения, если такое предусмотрено спецификой;
- наличие повреждений транспортной тары. [2]
Процедура приемочного контроля должна быть описана в виде последовательного алгоритма действий – стандартной операционной процедуры.
Для каждой группы товаров БАД может быть свой алгоритм стандартной операционной процедуры либо общий для всего ассортимента. [1]
Реализация биологически активных добавок в аптеке – важная часть маркетингового плана, но в первую очередь необходимо помочь покупателю решить собственные задачи.
Наличие БАДов в аптеке является хорошим поводом для консультирования клиентов. Важно помнить и понимать, что биологически активные добавки не являются лекарственным средством, соответственно, не имеют лечебного эффекта. [3]
Данные средства могут применяться для общего оздоровления организма, профилактики различных заболеваний, коррекции режима питания и последствий вредных привычек.
Для успешной реализации не только БАД, но и любого товара в ассортименте аптеки, первостольник обязан понимать, что он решает не проблему выручки для аптеки, а удовлетворяет потребность клиента. [4]
Чтобы выявить потребности, необходимо установить быстрый и прочный контакт с потенциальным клиентом, определить его проблемы, узнать, что привело его в аптеку и далее вместе с ним решать поставленные задачи.
Клиент должен понимать, что усилия первостольника помогут ему решить проблему, но не просто для голой продажи, а для здоровья. Если покупатель обратил внимание на товар по акции, и он ему подходит для удовлетворения потребности, можно сфокусировать его внимание на удачное совпадение и предложить акционную скидку. [3]
1. Австриевских А.Н. Продукты здорового питания: новые технологии, обеспечение качества, эффективность применения / А.Н. Австриевских, А.А. Всковцев, В.М. Позняковский. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2018. — 416 с.
2. Биологически активные добавки в питании человека (оценка качества и безопасности, эффективность, характеристика, применение в профилактической и клинической медицине): моногр. / В.А. Тутельян и др. - М.: СИНТЕГ, 2016. - 296 c.
3. Гигиенические требования по применению пищевых добавок. — Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.3.2.1293-03.
4. Иванова Л.Л. Ферментные препараты в технологиях современных продуктов питания / Л.А. Иванова, С.С. Строева // Пищевые ингредиенты в создании современных продуктов питания: монография (сборник статей) / под ред. В.А. Тутельяна, А.П. Нечаева. — М.: ДеЛи плюс, 2017. — С. 242—258.
Минпромторг предложил маркировать бады в обязательном порядке
Новости
Цифра против контрафакта: с сентября начнут маркировать БАДы
Читать статьюСТМ: равнодушных нет!
Будни работника аптеки
Рассказываем, зачем аптеке нужна собственная торговая марка и как с ней работать
Читать статьюАптечный допинг — товары для спортсменов
Будни работника аптеки
Зачем нужны спортивное питание, биодобавки и витамины
Читать статьюОмега-3 жирные кислоты — польза или вред?
Будни работника аптеки
Результаты анализа научных публикаций
Читать статьюРост популярности мелатонина длиною в 20 лет
Актуальное
Результаты 20-ти летнего исследования потребления мелатонина
Читать статьюКоллаборации с аптеками — новая тенденция?
Будни работника аптеки
Эффективный метод развития бизнеса
Читать статьюФокус на нелекарственный ассортимент
Аптечная практика
Как фармацевту совершать дополнительные продажи
Читать статьюВитаминов в пищевых продуктах все меньше, а интерес к БАД все выше
Актуальное
Рост рынка БАД в России
Читать статьюМанипуляция «во благо»
Стандарты общения с посетителями
Психологические приемы для привлечения покупателей
Читать статью«Спутник V» — первая вакцина с доказанной эффективностью для людей с ВИЧ
Актуальное
Результаты исследования опубликованы в The Lancet
Читать статьюТонкий расчет: работа с денежными средствами
Будни работника аптеки
Как не ошибиться при работе с деньгами
Читать статьюДоказательная медицина и фармакотерапия
Что такое лечение и как его правильно подобрать
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.