11 мая 2022

Посмотрело 16

Ценовая конкуренция и антидемпинг

Статья

11 мая 2022

Посмотрело 16

Одно из условий успешной работы аптеки — повышение конкурентоспособности. Некоторые организации прибегают для этого к демпингу. Что такое демпинг и чем он отличается от снижения цены и скидки? Как с ним можно бороться самостоятельно? Читайте в статье.
Ряд компаний, чтобы привлекать клиентов, прибегают к демпингу. Порой демпинг провоцирует настоящие войны, которые негативно сказываются на отрасли в целом. Существуют методы, позволяющие выдержать ценовую конкуренцию, и это не обязательно ответное снижение стоимости товаров.
 
Демпинг, снижение цены или скидка?
Демпинг, снижение цены или скидка?

Различают понятия «демпинг», «снижение цены» и «скидка».

Демпинг — реализация товаров и услуг по ценам, которые значительно ниже рыночных. В переводе с английского dumping означает «сброс». Демпинг — один из методов борьбы с конкурентами, когда цены занижаются искусственно.

Снижение цены, в отличие от демпинга, имеет свои пределы — она никогда не упадет ниже уровня рентабельности. Снижение цены может быть следствием сокращения реализационных расходов, экономии на издержках производства, маркетинговым ходом.

Скидка — уменьшение стоимости товара или услуги на определенную сумму. Скидка — это маркетинговый инструмент, стимулирующий продажи. Чаще всего продавец вначале устанавливает высокую цену, а затем снижает ее.
 
Разновидности демпинга, его цели и опасности
Разновидности демпинга, его цели и опасности

Перечислим основные цели демпинга:
 
  • вытеснение конкурентов;
  • проникновение на новый рынок;
  • закрепление позиций на рынке;
  • освобождение от запасов товаров;
  • сохранение уровня производства в условиях спада спроса;
  • увеличение объема продаж [1].
Какие виды демпинга существуют?
 
  • Хищнический демпинг — монополизация рынка путем удержания цен на низком уровне до тех пор, пока не уйдут конкуренты.
  • Спорадический — единовременная продажа на экспортном рынке производственных или складских излишков (циклический, сезонный);
  • Постоянный — осуществляется за счет выгодных условий предприятия (нисходящий, налоговый, социальный, зарплатный, экологический).
  • Отвлекающий демпинг — снижение цены с целью экспорта товара в промежуточную страну, а затем в страну-мишень.
  • Обратный — продажа на внутреннем рынке товаров по ценам, которые ниже экспортных.
  • Валютный — девальвационный, возникает, если в стране-экспортере занижен курс национальной валюты.
  • Взаимный — торговля двух стран одинаковыми товарами по ценам, которые ниже, чем цены собственного внутреннего рынка [2].
Демпинг опасен для всех участников рынка:
 
  • производители теряют доверие к бренду;
  • компании сталкиваются с уменьшением доходов и невозможность развития по причине того, чем им нечего вкладывать;
  • потребители рискуют приобрести контрафактный товар.
 
Как законно противостоять демпингу
Как законно противостоять демпингу

Борьба с демпингом ведется на законодательном уровне. Например, путем регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖВНЛП). Цены на ЛП, входящие в данную группу, регулируются постановлениями Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 [3] и от 31.10.2020 № 1771 [4]. В марте этого года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление № 444 от 23.03.2022 [5], которое вносит изменения в постановление № 1771. Они касаются курса валюты при расчете стоимости, дефектуры и возможных сроков принятия решения о повышении цены. Благодаря регулированию цен на ЖВНЛП повышается доступность базовых лекарств для населения и лечебно-профилактических учреждений.

Еще один инструмент управления ассортиментом и борьбы с демпингом — установка специальных цен на сигнальные товары. По ценам на сигнальные товары посетители нередко создают впечатление об аптеке. Это своеобразные ценовые подсказки, которые влияют на решение клиентов приобрести товары, в том числе те, стоимость которых они знают хуже.

Стратегию сигнальных товаров лучше всего применять по отношению к товарам, цены на известны большинству посетителей. Для этого можно провести маркетинговые исследования, а затем выявить конкурентов, с которыми вы будете сравнивать цены. Если выбрать популярные товары, это может позволить аптеке добиться скидки на большой объем от поставщика и сохранить маржу. Хорошим ценовым сигналом в аптеке могут стать сопутствующие товары.
 
Как повысить конкурентоспособность не за счет цен
Как повысить конкурентоспособность не за счет цен

Вначале оцените конкурентоспособность вашей аптеки, а затем, исходя из полученных данных, переходите к ее повышению. Существует множество способов увеличить конкурентоспособность, не делая ставку на цены. Расскажем о некоторых из них.
 
  • Поддерживайте высокие стандарты обслуживания. Фармацевты должны хорошо ориентироваться в ассортименте, быстро обслуживать покупателей, быть профессионалами, уметь общаться с посетителями и комплексно решать их проблемы, а также соблюдать дресс-код. Разработайте внутрикорпоративные стандарты обслуживания клиентов, организуйте для сотрудников образовательные мероприятия — курсы, тренинги и др.
  • Развивайте индивидуальный подход к каждому посетителю аптеки.
  • Уделяйте внимание формированию доверия к вашей аптеке и товарам со стороны посетителей.
  • Предложите дополнительные услуги. Это могут быть, например, консультации для пожилых людей, небольшие образовательные лекции для клиентов, консультации косметолога.
  • Дополните ассортимент товарами собственной торговой марки (СТМ). СТМ — хорошая реклама, дающая, возможность увеличить лояльность покупателей и привлечь клиентов.
  • Создайте яркий и оригинальный имидж, тщательно выстраивайте политику продвижения товаров для максимального привлечения покупателей.
Итак, демпинг может помочь быстро привлечь и переманить клиентов, но он совершенно невыгоден в долгосрочной перспективе — клиенты уйдут сразу, как только найдут более выгодное предложение. Однако понижение стоимости товаров в качестве ответа на демпинг — далеко не лучший вариант. Воспользуйтесь другими вариантами повышения конкурентоспособности, такими, как улучшение сервиса, работа с ассортиментом, предложение дополнительных услуг.
 
Источники
 
1. Кондратьева Е. М., Горина М. С. Экономическая и правовая сущность демпинга как формы недобросовестной конкуренции // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 6 (1).

2. Демпинг // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс], 19.04.2022.
URL: https://bigenc.ru/economics/text/1947298.

3. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

4. Постановление Правительства РФ от 31.10.2020 № 1771 «Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2022 № 444 «О внесении изменений в особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
Вам может быть интересно

Антибактериальные препараты: проблемы и перспективы группы

Ликбез

Победа над инфекциями и развитие резистентности

Читать статью

Аккредитация фармспециалистов в 2022 году

Будни работника аптеки

Как успешно пройти аккредитацию

Читать статью

Минздрав разрешил использовать рецептурные бланки старого образца до конца года

Актуальное

Послабление от регулятора: Минздрав продлил использование старых бланков до конца года

Читать статью

Продление упрощенного порядка регистрации ЛС до 2023 года

Актуальное

Правительство продлило упрощенный порядок регистрации ЛC против COVID-19

Читать статью

Цены на препараты из списка ЖНВЛП за прошедший год снизились на 30%

Актуальное

ФАС контролирует цены на лекарства из перечня ЖНВЛП

Читать статью

Единый реестр проверок в аптеках с 1 июля 2021. Что это даст аптекам?

По закону

Правительство утвердило единый реестр проверок

Читать статью

К нам едет Росздравнадзор, или все об инспекционном визите

Заведующему аптекой

Как подготовиться к проверке

Читать статью

С 1 марта 2022 вступят в силу новые правила ведения журнала об операциях с прекурсорами наркотических веществ

Актуальное

Правительство утвердило новый порядок предоставления информации о наркотиках

Читать статью

Из молекулы в лекарство — клинические исследования

Будни работника аптеки

Процесс создания лекарственных препаратов и изменения в стандартах клинических исследований

Читать статью

Минздрав предложил новый проект номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников

Новости

Министерство здравоохранения России представило изменённую версию приказа от 20.12.2012 N 1183н

Читать статью

В США миллиардер открыл первую онлайн-аптеку дженериков

Будни работника аптеки

Лекарственные препараты, доступные для всех

Читать статью

Мифы от посетителей аптек про работу аптек

Будни работника аптеки

Отработка возражений - залог успешных продаж

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять