25 октября 2022

Посмотрело 355

Фармацевт не продавец

Статья

25 октября 2022

Посмотрело 355

Современная фармацевтика в России развивается очень активно. За последние годы роль фармацевта существенно изменилась и стали актуальными следующие вопросы: является ли фармацевт продавцом, какие существуют проблемы современной фармацевтики и как трактует обязанности фармацевта закон?
Сейчас под определение фармацевтических услуг попадают все виды, которые оказываются работниками аптеки для решения различных задач покупателя в аптечной организации. Сюда же относится предоставление полной информации о лекарственных средствах. [2]
Без сомнения, фармацевты – это квалифицированные специалисты в области здравоохранения, которые ставят перед собой задачи по сохранению жизни и здоровья пациентов. В связи с этим напрашиваются следующие выводы:
- врач и фармацевт должны взаимодействовать в тесной связи;
- у них должны быть общие подходы к выбору медикаментозных препаратов;
- фармацевт – это в первую очередь консультант, который принимает участие в подборе препаратов и дает общие рекомендации по их применению;
- фармацевт обязан давать полную и достоверную информацию о лекарстве;
- фармацевт должен принимать участие в пропаганде здорового образа жизни. [4]
 
Этические проблемы фармацевтики
Большое значение сегодня приобретают проблемы фармацевтической этики. Под определением фармацевтической этики необходимо понимать комплекс норм поведения фармацевта при исполнении должностных обязанностей. Сюда относятся отношение к обществу, пациенту, коллегам, медицинским работникам.
Основным принципом фармацевтической этики является – забота о благе каждого пациента. Это значит, что фармацевт должен:
- объективно относится к пациенту;
- ставить его здоровье и благополучие выше коммерческих интересов;
- помогать клиенту получить качественное и безопасное лечение. [3]
 
В процессе своей работы фармацевт осуществляет контакт с пациентами и их родственниками, врачами и медицинским персоналом, медицинскими представителями. Этика в части взаимоотношений между фармацевтами и врачами требует:
- взаимного уважения между специалистами;
- недопущения бестактных высказываний в адрес врача. То же самое касается и врача по отношению к фармацевту;
- фармацевт и врач преследует общую цель – поддержание здоровья пациента. [5]
 
В области взаимоотношений фармацевта и пациента необходимо соблюдение таких требований:
- поведение и компетенция сотрудника должны вызывать доверие у пациента;
- при общении с клиентом необходимо соблюдать правила приличного тона, соблюдать внимательность, тактичность. Специалист должен понятно изъясняться, речь должна быть четкой, особенно с пожилыми посетителями;
- фармацевту должно быть присуще умение слушать, сочувствие. [6]
 
Во время продажи лекарственных препаратов, фармацевт должен развернуто и подробно рассказать о правилах хранения и приема медикамента. Обязательно следует предупредить о возможных побочных эффектах препарата, превышении его дозировки, противопоказаниях. [3]
 
Один из главных принципов фармацевтической этики – регулярное повышение своих знаний. От этого зависит жизнь и здоровье пациента. К сожалению, по данному пункту у многих специалистов есть большие пробелы. Сегодня объем информации в области медицины растет очень быстро, увеличивается номенклатура лекарственных средств. [4]
 
Часто клиенты аптечных организаций стараются покупать препараты на основе сведений, полученных из рекламы. Задачей фармацевта в данном случае становится объяснение в доступном формате, оправдан ли выбор пациента и какие могут быть последствия от самостоятельного выбора лекарства. То есть, коммерческий интерес стоит на втором плане. [2]
 
Правовая сторона вопроса
Правовая сторона вопроса лежит в несколько другой плоскости. Так, в соответствии с российским законодательством, фармацевт – это в первую очередь продавец, а не специалист в применении препаратов. 
То есть его основную функцию закон видит не в том, чтобы оказать клиенту грамотную консультацию, а чтобы продать лекарства. Это закреплено в п.14 ст.2 ФЗ-323, где указано, что фармацевт – это человек с соответствующим образованием, работающий в аптечной организации. [1]
В его обязанности входит оптовая и розничная торговля лекарственными препаратами, а также их хранение, отпуск, перевозка. Про консультирование и помощь покупателем в законе ничего не сказано.

Выводы
В современной фармацевтической отрасли сложилась двусмысленная обстановка. Лекарственные средства перестали быть в первую очередь средством лечения болезней, а перешли в разряд средств для получения прибыли. В соответствии с этим, сместился и фокус ответственности фармацевта.
Когда медикаментозные средства и товары медицинского назначения перестанут быть объектом активной рекламы, а станут предметом сохранения здоровья, фармацевт вернет статус полноценного сотрудника аптеки. Он сможет одновременно соблюдать фармацевтическую этику и повышать прибыль организации.
 
Источники
1. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
2. Гулимбетова Ж.У. Об этике и деонтологии в практической деятельности фармацевтов и провизоров // Вестник ЮКГМА. - 2017. - № 1. - С. 161-163
3. Мешковский А.П. ВОЗ о роли фармацевта / А. Мешковский // Аптека. – 2016. - №15(336). – Режим доступа http://www.apteka.ua/article/12892 (дата обращения: 12.11.2017)
4. Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевтов и этический кодекс FIP // Ремедиум. – 2015. - № 7 – 8. - С. 20 – 25
5. Федина Е. А. Теоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических информационно-консультационных услуг при безрецептурном отпуске: автореф. дисс. докт. фарм. наук. М.; 2017. 46 с.
6. Эльяшевич Е.Г. История фармацевтической этики // Вестник фармации. - 2013. - № 1 (59). - С. 77 – 8
Вам может быть интересно

Веда заклинаний — как лечили в Древней Индии

Будни работника аптеки

Насколько безопасна и эффективна аюрведа?

Читать статью

Сетевые VS Одиночные аптеки

Будни работника аптеки

Аптеки в России стали больше работать с независимыми аптечными компаниями

Читать статью

Препараты льготного отпуска: шпаргалка для провизора

Будни работника аптеки

Кому и как отпускать льготные препараты: подсказка для провизора

Читать статью

7 оптимальных видов фитнеса для фармацевтов

Будни работника аптеки

Для тела и души: какой вид фитнеса подходит фармацевту

Читать статью

Все ли вы знаете о перевязочных средствах?

Перевязочные средства — это не только средства для лечения, но и для профилактики травм

Читать статью

Прием на высшем уровне: первичная проверка качества аптечного ассортимента

Будни работника аптеки

Что делать, если продаваемые товары не соответствуют требованиям законодательства РФ?

Читать статью

Принципы дозирования лекарственных веществ

Основные принципы и особенности дозирования лекарств

Читать статью

Мотивация персонала аптеки

Аптечная практика

Как мотивировать персонал аптеки

Читать статью

Взаимодействие лекарств с пищей и напитками

Будни работника аптеки

Фармацевты раскрыли главные особенности взаимодействия лекарств и еды

Читать статью

Гайд по средствам для интимной гигиены

Компетентно о деликатном: гайд по средствам для интимной гигиены

Читать статью

7 подкастов, которые будут интересны фармацевтам

Будни работника аптеки

Подкаст - новый удобный формат информации

Читать статью

НПВП способствуют хронизации болевого синдрома?

Новости фармы

Ученые выявили новый побочный эффект обезболивающих средств

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять