04 октября 2021

Посмотрело 365

Как аптеке отличиться?

Статья

04 октября 2021

Посмотрело 365

В бестселлере «Стратегия голубого океана» коммерческий рынок поэтично сравнивается с голубым и красным океанами. Красный – активно освоен конкурентами, в синем океане уникальная компания или ее продукт не испытывают давления других игроков. [1] В современной реальности большая часть компаний, это во многом касается и аптечных организаций, обитает в красных водах. Можно ли аптеке отличиться, попав в тихую гавань, и как это сделать?
По данным Группы «Деловой профиль» на начало 2021 года в России функционировало более 69,2 тыс. аптек. По сравнению с 2020 годом, количество аптечных точек увеличилось на 1,2 тыс. [2] В подобном росте числа представителей фармрозницы, безусловно, прослеживается влияние пандемии. Так или иначе, бизнес всегда подразумевает отраслевую конкуренцию. Не проанализировав этот фактор, невозможно двигаться дальше в стратегическом планировании и найти свои уникальные преимущества.

Обычно, сами участники аптечной розницы отмечают следующие факторы, определяющие конкурентную среду:
 
  • конкуренция за посетителя в связи с большим количеством аптек на душу населения;
  • разные модели ценообразования, дисконтные программы и демпинг с ценами;
  • разная ассортиментная политика и подходы к обслуживанию. [3]
Как же вычислить то, что отличает вашу аптеку от конкурентов?
 

Способ 1

Способ 1.

Идея лежит на поверхности – спросить у своих клиентов. Варианты вопросов: что вы больше всего цените в нашей аптеке? Чего вам не хватает? Какие услуги вам хотелось бы добавить к нашему сервису? Подробнее о том, как наладить обратную связь с посетителями мы писали в статье: Как наладить обратную связь с посетителями.
 

Способ 2

Способ 2.

Для того чтобы понять, как отстроиться от конкурентов, необходимо сравнить свою аптечную организацию с ними. Желательно делать это постоянно, а не только в случае появляющихся угроз или ощутимых потерь в выручке.

Лайфхак. Для сбора информации о других игроках рынка можно воспользоваться их сайтами, профилями в социальных сетях, прочими рекламными материалами и нанести очный визит в соседнюю аптеку, доверив эту миссию внимательному к деталям сотруднику.

SWOT-анализ. Используется для определения задач и управленческих решений на ближайшую перспективу. Факторы разделяются на 4 категории: strehgths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunuties (возможности) и threats (угрозы). Затем эти компоненты подразделяются по принадлежности к внешней и внутренней среде, где к первой относятся возможности и угрозы, а ко второй – сильные и слабые стороны. Сильные и слабые стороны причислены к внутренним факторам, поскольку компания может напрямую влиять на них. [4] После этого проводится попарный анализ:
 
1. возможностей с сильными сторонами

2. возможностей  со слабыми сторонами

3. угроз с сильными сторонами

4. угроз  со слабыми сторонами
 
При поиске уникальных решений для аптеки внимание стоит акцентировать на возможностях и сильных сторонах, именно эти характеристики способны продвинуть ваш бизнес вперед, оставив конкурентов позади.

Анализ по Портеру. Метод Майкла Портера призван прогнозировать неблагоприятные события для бизнеса в перспективе, однако, его можно использовать для поиска своего УТП (уникального торгового предложения), принятия решений и внедрения инноваций в деятельность аптечной организации.

По Портеру на развитие бизнеса влияют 5 сил:
 
  • Покупатели;
  • Поставщики;
  • Действующие конкуренты;
  • Новые конкуренты;
  • Товары-заменители. [5]
 
Как это работает? Рассмотрим пункт «покупатели». Со временем, предпочтения клиентов меняются: сегодня они ценят одно, а завтра становятся приверженцами другого. Когда это явление приобретает массовый характер, то, не приняв каких-то решений, бизнес рискует потерпеть крах. К примеру, в период пандемии коронавируса на первый план вышли интернет-технологии. Значит, к числу методов к внедрению, можно отнести: заказ лекарств через интернет, возможность забрать покупку в аптеке, собственную доставку. Если конкуренты уже предоставляют такую услугу, стоит подумать, как ее трансформировать в уникальную. Например, ввести интервалы доставки для мам с детьми, исключая время детского сна и прогулок.
 

Примеры готовых решений

Примеры готовых решений

IT-решения.  Введение электронной очереди позволит оптимизировать работу касс, сэкономить время и разграничить потоки покупателей, отделив тех, кто пришел за рецептурными препаратами от покупателей, нуждающихся в ОТС-средствах. Электронные очереди пока не сильно распространенное явление, поэтому по уровню прогресса легко можно обогнать конкурентов.

Ассортиментная политика. Расширение ассортимента аптеки за счет какой-то группы товаров или добавление группы товаров, которая есть не в любой аптеке. Принимать такое решение нужно, исходя из целевой аудитории вашей аптеки, ее расположения и соседства с другими предприятиями сферы услуг. Например, это может быть спортивное питание, товары для будущих мам и малышей, растительные и гомеопатические средства, космецевтика.

Дополнительные сервисы. Здесь есть масса вариантов, некоторые уже освоены крупными сетевыми аптеками и службами сферы услуг. Из наименее затратных для аптеки, можно отметить создание справочной службы или детского уголка. Опыт МФЦ с установкой стационарных тонометров оказался успешным, и его тоже можно применить в аптеке. Или, например, идея с пунктом приема просроченных лекарств видится очень перспективной. Учитывая, что проблема действительно существует, а тема экологии сейчас очень актуальна.

Анализируя конкурентов и находясь в поиске своих фишек, не стоит забывать, что главная услуга аптеки – это профессиональная консультация и внимательное отношение к покупателям. Поэтому на всех этапах стратегического планирования стоит уделять внимание кадровой политике. Вежливый первостольник, который всегда придет на помощь посетителю и приложит все усилия, чтобы он стал постоянным покупателем – важное слагаемое успеха аптеки. 
 
  1. Моборн, Ким. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков.: пер. с англ. Рапопорт Т. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 336 с.
  2. https://delprof.ru/upload/iblock/ecc/Delprof_Analitika_Farmatsevticheskaya-otrasl.pdf
  3. https://lisovskiyp.com/publications/3last/competition/
  4. Шелепун М.Р. SWOT-анализ как метод оценки конкурентоспособности предприятия / М.Р. Шелепун // Форум молодых ученых. - 2018. - С. 713-715.
  5. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.: пер. с англ. Минервин И.  – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 600 с.
Вам может быть интересно

Ценовая конкуренция и антидемпинг

Заведующему аптекой

Что такое демпинг и чем он отличается от снижения цены и скидки?

Читать статью

Сетевые VS Одиночные аптеки

Будни работника аптеки

Аптеки в России стали больше работать с независимыми аптечными компаниями

Читать статью

От Роспотребнадзора до общественников: обзор видов проверок

По закону

Существует множество видов проверок, в которых постоянно появляются какие-то нюансы

Читать статью

TOP-лист сетевых аптек в 2021 году

Актуальное

Названы самые популярные аптеки в 2021 году

Читать статью

Идеи для корпоративного праздника в аптеке

Будни работника аптеки

Как спланировать новогодний корпоратив

Читать статью

Ошибки персонала аптеки

Заведующему аптекой

Цена ошибки фармацевта

Читать статью

Викторина на тему "Нестероидные противовоспалительные препараты"

Викторины и квизы

Проверьте знания о нестероидных противовоспалительных препаратах

Читать статью

Новый препарат для лечения хронического воспаления коленного сустава

Будни работника аптеки

Испытание новой разработки российских ученых

Читать статью

Микробиому с любовью: современные пробиотики и пребиотики

Будни работника аптеки

Особенности назначения и требования к маркировке

Читать статью

Если в разгар рабочего дня навалилась усталость

Будни работника аптеки

Причины возникновения сонливости

Читать статью

Как реализовать дорогой продукт или препарат

Аптечная практика

Кому и как предлагать высокомаржинальные препараты

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять