Как аптеке отличиться?
Обычно, сами участники аптечной розницы отмечают следующие факторы, определяющие конкурентную среду:
- конкуренция за посетителя в связи с большим количеством аптек на душу населения;
- разные модели ценообразования, дисконтные программы и демпинг с ценами;
- разная ассортиментная политика и подходы к обслуживанию. [3]
Идея лежит на поверхности – спросить у своих клиентов. Варианты вопросов: что вы больше всего цените в нашей аптеке? Чего вам не хватает? Какие услуги вам хотелось бы добавить к нашему сервису? Подробнее о том, как наладить обратную связь с посетителями мы писали в статье: Как наладить обратную связь с посетителями.
Для того чтобы понять, как отстроиться от конкурентов, необходимо сравнить свою аптечную организацию с ними. Желательно делать это постоянно, а не только в случае появляющихся угроз или ощутимых потерь в выручке.
Лайфхак. Для сбора информации о других игроках рынка можно воспользоваться их сайтами, профилями в социальных сетях, прочими рекламными материалами и нанести очный визит в соседнюю аптеку, доверив эту миссию внимательному к деталям сотруднику.
SWOT-анализ. Используется для определения задач и управленческих решений на ближайшую перспективу. Факторы разделяются на 4 категории: strehgths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunuties (возможности) и threats (угрозы). Затем эти компоненты подразделяются по принадлежности к внешней и внутренней среде, где к первой относятся возможности и угрозы, а ко второй – сильные и слабые стороны. Сильные и слабые стороны причислены к внутренним факторам, поскольку компания может напрямую влиять на них. [4] После этого проводится попарный анализ:
2. возможностей со слабыми сторонами
3. угроз с сильными сторонами
4. угроз со слабыми сторонами
Анализ по Портеру. Метод Майкла Портера призван прогнозировать неблагоприятные события для бизнеса в перспективе, однако, его можно использовать для поиска своего УТП (уникального торгового предложения), принятия решений и внедрения инноваций в деятельность аптечной организации.
По Портеру на развитие бизнеса влияют 5 сил:
- Покупатели;
- Поставщики;
- Действующие конкуренты;
- Новые конкуренты;
- Товары-заменители. [5]
IT-решения. Введение электронной очереди позволит оптимизировать работу касс, сэкономить время и разграничить потоки покупателей, отделив тех, кто пришел за рецептурными препаратами от покупателей, нуждающихся в ОТС-средствах. Электронные очереди пока не сильно распространенное явление, поэтому по уровню прогресса легко можно обогнать конкурентов.
Ассортиментная политика. Расширение ассортимента аптеки за счет какой-то группы товаров или добавление группы товаров, которая есть не в любой аптеке. Принимать такое решение нужно, исходя из целевой аудитории вашей аптеки, ее расположения и соседства с другими предприятиями сферы услуг. Например, это может быть спортивное питание, товары для будущих мам и малышей, растительные и гомеопатические средства, космецевтика.
Дополнительные сервисы. Здесь есть масса вариантов, некоторые уже освоены крупными сетевыми аптеками и службами сферы услуг. Из наименее затратных для аптеки, можно отметить создание справочной службы или детского уголка. Опыт МФЦ с установкой стационарных тонометров оказался успешным, и его тоже можно применить в аптеке. Или, например, идея с пунктом приема просроченных лекарств видится очень перспективной. Учитывая, что проблема действительно существует, а тема экологии сейчас очень актуальна.
Анализируя конкурентов и находясь в поиске своих фишек, не стоит забывать, что главная услуга аптеки – это профессиональная консультация и внимательное отношение к покупателям. Поэтому на всех этапах стратегического планирования стоит уделять внимание кадровой политике. Вежливый первостольник, который всегда придет на помощь посетителю и приложит все усилия, чтобы он стал постоянным покупателем – важное слагаемое успеха аптеки.
- Моборн, Ким. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков.: пер. с англ. Рапопорт Т. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 336 с.
- https://delprof.ru/upload/iblock/ecc/Delprof_Analitika_Farmatsevticheskaya-otrasl.pdf
- https://lisovskiyp.com/publications/3last/competition/
- Шелепун М.Р. SWOT-анализ как метод оценки конкурентоспособности предприятия / М.Р. Шелепун // Форум молодых ученых. - 2018. - С. 713-715.
- Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.: пер. с англ. Минервин И. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 600 с.
Ценовая конкуренция и антидемпинг
Заведующему аптекой
Что такое демпинг и чем он отличается от снижения цены и скидки?
Читать статьюСетевые VS Одиночные аптеки
Будни работника аптеки
Аптеки в России стали больше работать с независимыми аптечными компаниями
Читать статьюОт Роспотребнадзора до общественников: обзор видов проверок
По закону
Существует множество видов проверок, в которых постоянно появляются какие-то нюансы
Читать статьюTOP-лист сетевых аптек в 2021 году
Актуальное
Названы самые популярные аптеки в 2021 году
Читать статьюТенденции потребительских цен на лекарственные препараты и медицинские товары
Актуальное
Цены на лекарства в России выросли на 0,5%
Читать статьюИдеи для корпоративного праздника в аптеке
Будни работника аптеки
Как спланировать новогодний корпоратив
Читать статьюВикторина на тему "Нестероидные противовоспалительные препараты"
Викторины и квизы
Проверьте знания о нестероидных противовоспалительных препаратах
Читать статьюНовый препарат для лечения хронического воспаления коленного сустава
Будни работника аптеки
Испытание новой разработки российских ученых
Читать статьюМикробиому с любовью: современные пробиотики и пребиотики
Будни работника аптеки
Особенности назначения и требования к маркировке
Читать статьюЕсли в разгар рабочего дня навалилась усталость
Будни работника аптеки
Причины возникновения сонливости
Читать статьюКак реализовать дорогой продукт или препарат
Аптечная практика
Кому и как предлагать высокомаржинальные препараты
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.