Как найти мотивацию к учебе?
- Учиться, учиться, учиться – soft skills нового времени
- Как обучаться по принципам андрагогики?
- Что мотивирующего есть НМиФО?
- Что мотивирует разные типы личности?
По данным исследования Высшей Школы Экономики, среди респондентов с высшим образованием 25% ощущают необходимость в обновлении знаний, связанных с профессией, среди людей, имеющих среднее специальное образование – таких почти в 2 раза меньше. Причем, вовлеченность молодых людей в формальное или неформальное образование выше, чем у старшего поколения. [2] Данные вполне обоснованы, т.к. молодые специалисты более гибкие и не утратили навык к обучению, в то время как взрослые люди опираются на помощь опыта в работе.
Между тем, непрерывность образования взрослых сегодня является практически жизненной необходимостью. Глобализация, стремительный прогресс, цифровизация здравоохранения и других сфер, порождают противоречия между реальным уровнем знаний и актуальными потребностями новой профессиональной деятельности, обнуляя практически весь предшествующий опыт специалиста.
Сама реальность требует от профессионала новой компетенции, нового soft skills – умения обучаться постоянно, на протяжении всей жизни.
Традиционная парадигма обучения, ориентированная на принципы педагогики, практически не учитывает интересы и потребности личности. Далеко не все, будучи зависимыми от системы образования учениками, любили процесс получения знаний: уроки, оценки, жесткое расписание, предметы, домашние задания.
В настоящее время наиболее эффективной моделью образования взрослых людей считается андрагогический подход. Один из основоположников андрагогики, М. Ноулз говорил, что в отличие от педагогики, в центре нее – личность, самостоятельно выстраивающая свою траекторию обучения. [3]
Процесс обучения для взрослых, строится на следующих принципах андрагогики [4]:
- признания ведущей роли обучающегося
- приоритетности саморазвития в самореализации
- осознанного моделирования своего процесса обучения
- прикладной направленности образовательного процесса, вооружающей компетенцией решения практических задач
- профессиональной мобильности, формирующей ключевые компетенции (социальную, информационную, коммуникативную, когнитивную)
- постоянного обновления содержания профессионального обучения.
Свобода выбора. Данный принцип системы обучения взрослых специалистов нашел отражение в НМиФО. Фармацевтический работник может выбрать как формат обучения, так и темп его прохождения, комфортный для себя. Кому-то окажутся ближе дистанционные мероприятия, которые проводятся большими блоками или более короткими курсами. Другие оценят возможность посещать очные мероприятия: семинары, конференции, круглые столы. Можно сочетать разные форматы, в зависимости от настроения, режима занятости и планов.
Геймификация. При проектировании непрерывного фармацевтического образования в него была заложена мотивационная стратегия геймификации. Игровая методика получения очков за прохождение уровней адаптирована к неигровому процессу образования, повышая вовлеченность участников. Как вы знаете, в НМиФО используется система зачетных единиц (ЗЕТ), где 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. [5] Причем, если накоплено больше «внутренней валюты» за предусмотренный период, баллы не сгорают, а суммируются с общим количеством.
Фиксация достижений. Тут разработчики программы НМиФО пошли от противного. Обычно, если прогресс никак не ощущается, а в случае с непрерывным образованием изменения заметны не сразу, то это демотивирует. Как фармацевту понять, что он достиг какой-то планки? Чем подтвердить полученные знания, умения или навыки? В ход идет еще одна стратегия мотивации, а именно – фиксация прогресса. После прохождения курса или мероприятия фармспециалист может скачать сертификат с личным кодом, подтверждающий это достижение. [6]
Американская писательница, автор бестселлеров и коуч Гретхен Рубин в своей новой книге The Four Tendencies, которая еще не переведена на русский язык, предложила весьма интересную теорию мотивации, базирующуюся на типах личности. Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет самоорганизоваться, и найти новые смыслы в системе непрерывного фармацевтического образования. Итак, согласно теории Рубин, существуют следующие типы [7]:
Upholders (обязательные). Типу обязательных людей, которых не много, проще всего принять необходимость постоянного обучения и получить заветную аккредитацию. Они любят планировать, жить по режиму, составлять списки. По аналогии со школьной порой – это отличники. Но именно в дисциплине заключается их свобода. Апхолдеры ценят стабильность, поэтому точно заранее спланируют весь цикл обучения и будут последовательно идти к цели.
Obligers («должники). Под должниками тут подразумеваются люди долга, которые делают что-то, если обещали или того требуют внешние обстоятельства. Как правило, они являются хорошими исполнителями, ценимыми руководством. В группе риска по выгоранию, т.к. ставят чужие интересы выше своих. Их мотивация к учебе – не подвести аптеку, руководителя, коллег, выполнив для этого все предложенные условия. Если должникам нужно больше мотивации, им стоит пообещать что-то публично. Например, объявить коллегам, что каждую неделю они будут получать по 2 ЗЕТ.
Questioners (скептики). Это исследователи, использующие во всем рациональный подход. Они обычно долго решают: что делать, каким образом и зачем это нужно. Пока скептики анализируют, окружающим может показаться, что они просто не хотят ничего делать. Но так уж устроена их внутренняя мотивация – пока нет уверенности, что нужно совершенствовать профессиональные знания, делать этого не хочется. Надеемся, что первые части нашей статьи помогут скептикам ответить на многие вопросы и начать действовать.
Rebels (бунтари). Как понятно из названия типа, бунтари не приемлют диктат в любой форме, даже от себя самих. Они должны захотеть проявить активность, не потеряв свободы и чистоты своих желаний. Сначала им стоит самим прийти к убеждению, что обучение важно для их карьеры и будущего. А потом, при отсутствии жестких рамок, выбирать комфортный темп и формат образования.
В обучении взрослых профессионалов больше осознанности и ответственности, чем в период получения специальности. Да, возможно, нелегко принять его необходимость и тот факт, что с приходом НМиФО профессиональная жизнь усложнилась. Но если вы планируете и дальше работать в аптеке, то со временем оцените преимущества: заметите прогресс на практике, актуализируете знания, обретете опыт прохождения аккредитации. Надеемся, что внутренняя мотивация к учебе у вас уже появилась.
2. https://memo.hse.ru/data/2018/12/07/1144036348/2018_inbul_132(12).pdf
3. Knowles M. S. (1968). Andragogy, not pedagogy. Adult Leadership, 16(10). - Р. 350-352, 386.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-printsipy-v-realizatsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh
5. https://edu.rosminzdrav.ru/news/novosti/news/sistema-zachetnykh-edinic-v-nepreryvnom-obrazovanii/
6. https://ru-nmo.com/sertifikat-nmo/
7. https://gretchenrubin.com/books/the-four-tendencies/intro/
Аккредитация фармспециалистов в 2022 году
Будни работника аптеки
Как успешно пройти аккредитацию
Читать статьюНововведения в процедуре аккредитации
Актуальное
Минздрав утвердил новый порядок аккредитации фармацевтов
Читать статьюПодтверждение иностранного диплома
Аптечная практика
Каким образом можно подтвердить диплом провизора или фармацевта, полученный зарубежом. Какие учреждения занимаются данным вопросом. Какие правила, ограничения действуют, что важно знать заведующей аптекой, чтобы не попасть под штрафы
Читать статьюОт эмпатии до выгорания: как найти баланс?
Стандарты общения с посетителями
Как проявить эмпатию к посетителю, не навредив себе
Читать статьюГайд по средствам для похудения
Похудение без вреда для здоровья: какие препараты предложить посетителю
Читать статьюДисконтные карты в аптеках
Будни работника аптеки
Что дисконтные программы могут дать аптеке?
Читать статьюАлхимия: искусство превращения
Будни работника аптеки
Как алхимия повлияла на развитие фармации?
Читать статьюПрофессиональные заболевания фармацевтов и их профилактика
Будни работника аптеки
Названы самые распространенные профессиональные заболевания фармацевтов
Читать статьюВитамин D: когда, кому и сколько?
За первым столом
Хорошо известные факты о витамине D, а также дозировки для взрослых и детей
Читать статьюВиды минеральной воды в аптеке
За первым столом
Категории, показания к применению, виды по степени минерализации, состав по анионам.
Читать статьюСетевые VS Одиночные аптеки
Будни работника аптеки
Аптеки в России стали больше работать с независимыми аптечными компаниями
Читать статьюФармацевт Агата Кристи
Аптечные истории
Кто консультировал Агату Кристи, когда она описывала в своих романах преступления, совершенные при помощи ядов? Оказывается, в этом ей не нужна была помощь – ведь она сама была профессиональным фармацевтом!
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.