Как найти мотивацию к учебе?
- Учиться, учиться, учиться – soft skills нового времени
- Как обучаться по принципам андрагогики?
- Что мотивирующего есть НМиФО?
- Что мотивирует разные типы личности?
По данным исследования Высшей Школы Экономики, среди респондентов с высшим образованием 25% ощущают необходимость в обновлении знаний, связанных с профессией, среди людей, имеющих среднее специальное образование – таких почти в 2 раза меньше. Причем, вовлеченность молодых людей в формальное или неформальное образование выше, чем у старшего поколения. [2] Данные вполне обоснованы, т.к. молодые специалисты более гибкие и не утратили навык к обучению, в то время как взрослые люди опираются на помощь опыта в работе.
Между тем, непрерывность образования взрослых сегодня является практически жизненной необходимостью. Глобализация, стремительный прогресс, цифровизация здравоохранения и других сфер, порождают противоречия между реальным уровнем знаний и актуальными потребностями новой профессиональной деятельности, обнуляя практически весь предшествующий опыт специалиста.
Сама реальность требует от профессионала новой компетенции, нового soft skills – умения обучаться постоянно, на протяжении всей жизни.
Традиционная парадигма обучения, ориентированная на принципы педагогики, практически не учитывает интересы и потребности личности. Далеко не все, будучи зависимыми от системы образования учениками, любили процесс получения знаний: уроки, оценки, жесткое расписание, предметы, домашние задания.
В настоящее время наиболее эффективной моделью образования взрослых людей считается андрагогический подход. Один из основоположников андрагогики, М. Ноулз говорил, что в отличие от педагогики, в центре нее – личность, самостоятельно выстраивающая свою траекторию обучения. [3]
Процесс обучения для взрослых, строится на следующих принципах андрагогики [4]:
- признания ведущей роли обучающегося
- приоритетности саморазвития в самореализации
- осознанного моделирования своего процесса обучения
- прикладной направленности образовательного процесса, вооружающей компетенцией решения практических задач
- профессиональной мобильности, формирующей ключевые компетенции (социальную, информационную, коммуникативную, когнитивную)
- постоянного обновления содержания профессионального обучения.
Свобода выбора. Данный принцип системы обучения взрослых специалистов нашел отражение в НМиФО. Фармацевтический работник может выбрать как формат обучения, так и темп его прохождения, комфортный для себя. Кому-то окажутся ближе дистанционные мероприятия, которые проводятся большими блоками или более короткими курсами. Другие оценят возможность посещать очные мероприятия: семинары, конференции, круглые столы. Можно сочетать разные форматы, в зависимости от настроения, режима занятости и планов.
Геймификация. При проектировании непрерывного фармацевтического образования в него была заложена мотивационная стратегия геймификации. Игровая методика получения очков за прохождение уровней адаптирована к неигровому процессу образования, повышая вовлеченность участников. Как вы знаете, в НМиФО используется система зачетных единиц (ЗЕТ), где 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. [5] Причем, если накоплено больше «внутренней валюты» за предусмотренный период, баллы не сгорают, а суммируются с общим количеством.
Фиксация достижений. Тут разработчики программы НМиФО пошли от противного. Обычно, если прогресс никак не ощущается, а в случае с непрерывным образованием изменения заметны не сразу, то это демотивирует. Как фармацевту понять, что он достиг какой-то планки? Чем подтвердить полученные знания, умения или навыки? В ход идет еще одна стратегия мотивации, а именно – фиксация прогресса. После прохождения курса или мероприятия фармспециалист может скачать сертификат с личным кодом, подтверждающий это достижение. [6]
Американская писательница, автор бестселлеров и коуч Гретхен Рубин в своей новой книге The Four Tendencies, которая еще не переведена на русский язык, предложила весьма интересную теорию мотивации, базирующуюся на типах личности. Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет самоорганизоваться, и найти новые смыслы в системе непрерывного фармацевтического образования. Итак, согласно теории Рубин, существуют следующие типы [7]:
Upholders (обязательные). Типу обязательных людей, которых не много, проще всего принять необходимость постоянного обучения и получить заветную аккредитацию. Они любят планировать, жить по режиму, составлять списки. По аналогии со школьной порой – это отличники. Но именно в дисциплине заключается их свобода. Апхолдеры ценят стабильность, поэтому точно заранее спланируют весь цикл обучения и будут последовательно идти к цели.
Obligers («должники). Под должниками тут подразумеваются люди долга, которые делают что-то, если обещали или того требуют внешние обстоятельства. Как правило, они являются хорошими исполнителями, ценимыми руководством. В группе риска по выгоранию, т.к. ставят чужие интересы выше своих. Их мотивация к учебе – не подвести аптеку, руководителя, коллег, выполнив для этого все предложенные условия. Если должникам нужно больше мотивации, им стоит пообещать что-то публично. Например, объявить коллегам, что каждую неделю они будут получать по 2 ЗЕТ.
Questioners (скептики). Это исследователи, использующие во всем рациональный подход. Они обычно долго решают: что делать, каким образом и зачем это нужно. Пока скептики анализируют, окружающим может показаться, что они просто не хотят ничего делать. Но так уж устроена их внутренняя мотивация – пока нет уверенности, что нужно совершенствовать профессиональные знания, делать этого не хочется. Надеемся, что первые части нашей статьи помогут скептикам ответить на многие вопросы и начать действовать.
Rebels (бунтари). Как понятно из названия типа, бунтари не приемлют диктат в любой форме, даже от себя самих. Они должны захотеть проявить активность, не потеряв свободы и чистоты своих желаний. Сначала им стоит самим прийти к убеждению, что обучение важно для их карьеры и будущего. А потом, при отсутствии жестких рамок, выбирать комфортный темп и формат образования.
В обучении взрослых профессионалов больше осознанности и ответственности, чем в период получения специальности. Да, возможно, нелегко принять его необходимость и тот факт, что с приходом НМиФО профессиональная жизнь усложнилась. Но если вы планируете и дальше работать в аптеке, то со временем оцените преимущества: заметите прогресс на практике, актуализируете знания, обретете опыт прохождения аккредитации. Надеемся, что внутренняя мотивация к учебе у вас уже появилась.
2. https://memo.hse.ru/data/2018/12/07/1144036348/2018_inbul_132(12).pdf
3. Knowles M. S. (1968). Andragogy, not pedagogy. Adult Leadership, 16(10). - Р. 350-352, 386.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-printsipy-v-realizatsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh
5. https://edu.rosminzdrav.ru/news/novosti/news/sistema-zachetnykh-edinic-v-nepreryvnom-obrazovanii/
6. https://ru-nmo.com/sertifikat-nmo/
7. https://gretchenrubin.com/books/the-four-tendencies/intro/
Аккредитация фармспециалистов в 2022 году
Будни работника аптеки
Как успешно пройти аккредитацию
Читать статьюНововведения в процедуре аккредитации
Актуальное
Минздрав утвердил новый порядок аккредитации фармацевтов
Читать статьюОшибки при применении лекарственных препаратов, связанные с аптекой
Будни работника аптеки
Ошибки в назначении лекарств могут привести к серьезным последствиям
Читать статьюОтпуск «в цифре», или работа с электронными рецептами
Будни работника аптеки
Что нужно знать фармацевту об электронных рецептах?
Читать статьюВикторина на тему "Нестероидные противовоспалительные препараты"
Викторины и квизы
Проверьте знания о нестероидных противовоспалительных препаратах
Читать статьюНарушение упаковки препарата
Будни работника аптеки
Нарушение упаковки препарата с точки зрения нормативно-правовой базы. И что в порядке отпуска изменит приказ № 1093н?
Читать статьюНейропластичность: как заставить мозг работать лучше
Будни работника аптеки
Исследование пластичности мозга
Читать статьюОфисный, компьютерный или синдром «сухого глаза»
Будни работника аптеки
Синдром сухого глаза: жалобы посетителей и аптечные препараты
Читать статьюЕсли в разгар рабочего дня навалилась усталость
Будни работника аптеки
Причины возникновения сонливости
Читать статьюВертикально, не горизонтально: новые правила заполнения журнала регистрации наркотических и психотропных веществ
По закону
1 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 2117 от 30.11.2021.
Читать статьюТонкости возврата лекарственных средств
Аптечная практика
Оформление возврата лекарств
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.