24 декабря 2021

Посмотрело 202

Как найти мотивацию к учебе?

Статья

24 декабря 2021

Посмотрело 202

На старте карьеры, получив диплом об окончании профильного вуза, училища или колледжа, вы посчитали свою миссию по обучению выполненной. Но с 2016 года началось поэтапное внедрение НМиФО, и теперь вчерашние выпускники обязаны проходить первичную аккредитацию. А действующим сотрудникам аптек предписано непрерывно обучаться 5-летними циклами, получая доступ к профессии. [1] Как найти мотивацию к учебе во взрослом возрасте? Рассмотрим суть и пользу НМиФО, а также психологические стимулы для разных типов личностей.
  • Учиться, учиться, учиться – soft skills нового времени
  • Как обучаться по принципам андрагогики?
  • Что мотивирующего есть НМиФО?
  • Что мотивирует разные типы личности?
 

Учиться, учиться, учиться – soft skills нового времени

Учиться, учиться, учиться – soft skills нового времени
 
По данным исследования Высшей Школы Экономики, среди респондентов с высшим образованием 25% ощущают необходимость в обновлении знаний, связанных с профессией, среди людей, имеющих среднее специальное образование – таких почти в 2 раза меньше. Причем, вовлеченность молодых людей в формальное или неформальное образование выше, чем у старшего поколения. [2] Данные вполне обоснованы, т.к. молодые специалисты более гибкие и не утратили навык к обучению, в то время как взрослые люди опираются на помощь опыта в работе.

Между тем, непрерывность образования взрослых сегодня является практически жизненной необходимостью. Глобализация, стремительный прогресс, цифровизация здравоохранения и других сфер, порождают противоречия между реальным уровнем знаний и актуальными потребностями новой профессиональной деятельности, обнуляя практически весь предшествующий опыт специалиста.

Сама реальность требует от профессионала новой компетенции, нового soft skills – умения обучаться постоянно, на протяжении всей жизни.
 

Как обучаться по принципам андрагогики?

Как обучаться по принципам андрагогики?
 
Традиционная парадигма обучения, ориентированная на принципы педагогики, практически не учитывает интересы и потребности личности. Далеко не все, будучи зависимыми от системы образования учениками, любили процесс получения знаний: уроки, оценки, жесткое расписание, предметы, домашние задания.

В настоящее время наиболее эффективной моделью образования взрослых людей считается андрагогический подход. Один из основоположников андрагогики, М. Ноулз говорил, что в отличие от педагогики, в центре нее – личность, самостоятельно выстраивающая свою траекторию обучения. [3]

Процесс обучения для взрослых, строится на следующих принципах  андрагогики [4]
 
  • признания ведущей роли обучающегося
  • приоритетности саморазвития в самореализации
  • осознанного моделирования своего процесса обучения
  • прикладной направленности образовательного процесса, вооружающей компетенцией решения практических задач
  • профессиональной мобильности, формирующей ключевые компетенции (социальную, информационную, коммуникативную, когнитивную)
  • постоянного обновления содержания профессионального обучения.
 
Согласитесь, что смотреть на необходимость учиться под таким углом, саморазвиваться и постигать новые уровни профессионализма, гораздо приятнее.
 

Что мотивирующего есть НМиФО?

Что мотивирующего есть НМиФО?

Свобода выбора. Данный принцип системы обучения взрослых специалистов нашел отражение в НМиФО. Фармацевтический работник может выбрать как формат обучения, так и темп его прохождения, комфортный для себя. Кому-то окажутся ближе дистанционные мероприятия, которые проводятся большими блоками или более короткими курсами. Другие оценят возможность посещать очные мероприятия: семинары, конференции, круглые столы. Можно сочетать разные форматы, в зависимости от настроения, режима занятости и планов.

Геймификация. При проектировании непрерывного фармацевтического образования в него была заложена мотивационная стратегия геймификации. Игровая методика получения очков за прохождение уровней адаптирована к неигровому процессу образования, повышая вовлеченность участников. Как вы знаете, в НМиФО используется система зачетных единиц (ЗЕТ), где 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. [5] Причем, если накоплено больше «внутренней валюты» за предусмотренный  период, баллы не сгорают, а суммируются с общим количеством.

Фиксация достижений. Тут разработчики программы НМиФО пошли от противного. Обычно, если прогресс никак не ощущается, а в случае с непрерывным образованием изменения заметны не сразу, то это демотивирует. Как фармацевту понять, что он достиг какой-то планки? Чем подтвердить полученные знания, умения или навыки? В ход идет еще одна стратегия мотивации, а именно – фиксация прогресса. После прохождения курса или мероприятия фармспециалист может скачать сертификат с личным кодом, подтверждающий это достижение. [6]
 

Что мотивирует разные типы личности?

Что мотивирует разные типы личности?

Американская писательница, автор бестселлеров и коуч Гретхен Рубин в своей новой книге The Four Tendencies, которая еще не переведена на русский язык, предложила весьма интересную теорию мотивации, базирующуюся на типах личности. Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет самоорганизоваться, и найти новые смыслы в системе непрерывного фармацевтического образования. Итак, согласно теории Рубин, существуют следующие типы [7]:

Upholders (обязательные). Типу обязательных людей, которых не много, проще всего принять необходимость постоянного обучения и получить заветную аккредитацию. Они любят планировать, жить по режиму, составлять списки. По аналогии со школьной порой – это отличники. Но именно в дисциплине заключается их свобода. Апхолдеры ценят стабильность, поэтому точно заранее спланируют весь цикл обучения и будут последовательно идти к цели.

Obligers («должники). Под должниками тут подразумеваются люди долга, которые делают что-то, если обещали или того требуют внешние обстоятельства. Как правило, они являются хорошими исполнителями, ценимыми руководством. В группе риска по выгоранию, т.к. ставят чужие интересы выше своих. Их мотивация к учебе – не подвести аптеку, руководителя, коллег, выполнив для этого все предложенные условия. Если должникам нужно больше мотивации, им стоит пообещать что-то публично. Например, объявить коллегам, что каждую неделю они будут получать по 2 ЗЕТ.

Questioners (скептики). Это исследователи, использующие во всем рациональный подход. Они обычно долго решают: что делать, каким образом и зачем это нужно. Пока скептики анализируют, окружающим может показаться, что они просто не хотят ничего делать. Но так уж устроена их внутренняя мотивация – пока нет уверенности, что нужно совершенствовать профессиональные знания, делать этого не хочется. Надеемся, что первые части нашей статьи помогут скептикам ответить на многие вопросы и начать действовать.

Rebels (бунтари). Как понятно из названия типа, бунтари не приемлют диктат в любой форме, даже от себя самих. Они должны захотеть проявить активность, не потеряв свободы и чистоты своих желаний. Сначала им стоит самим прийти к убеждению, что обучение важно для их карьеры и будущего. А потом, при отсутствии жестких рамок, выбирать комфортный темп и формат образования.

В обучении взрослых профессионалов больше осознанности и ответственности, чем в период получения специальности. Да, возможно, нелегко принять его необходимость и тот факт, что с приходом НМиФО профессиональная жизнь усложнилась. Но если вы планируете и дальше работать в аптеке, то со временем оцените преимущества: заметите прогресс на практике, актуализируете знания, обретете опыт прохождения аккредитации. Надеемся, что внутренняя мотивация к учебе у вас уже появилась.
 
Вам может быть интересно

Аккредитация фармспециалистов в 2022 году

Будни работника аптеки

Как успешно пройти аккредитацию

Читать статью

Нововведения в процедуре аккредитации

Актуальное

Минздрав утвердил новый порядок аккредитации фармацевтов

Читать статью

Ошибки при применении лекарственных препаратов, связанные с аптекой

Будни работника аптеки

Ошибки в назначении лекарств могут привести к серьезным последствиям

Читать статью

Отпуск «в цифре», или работа с электронными рецептами

Будни работника аптеки

Что нужно знать фармацевту об электронных рецептах?

Читать статью

Hand made лекарства

Будни работника аптеки

История возникновения аптеки

Читать статью

Викторина на тему "Нестероидные противовоспалительные препараты"

Викторины и квизы

Проверьте знания о нестероидных противовоспалительных препаратах

Читать статью

Нарушение упаковки препарата

Будни работника аптеки

Нарушение упаковки препарата с точки зрения нормативно-правовой базы. И что в порядке отпуска изменит приказ № 1093н?

Читать статью

Нейропластичность: как заставить мозг работать лучше

Будни работника аптеки

Исследование пластичности мозга

Читать статью

Офисный, компьютерный или синдром «сухого глаза»

Будни работника аптеки

Синдром сухого глаза: жалобы посетителей и аптечные препараты

Читать статью

Если в разгар рабочего дня навалилась усталость

Будни работника аптеки

Причины возникновения сонливости

Читать статью

Вертикально, не горизонтально: новые правила заполнения журнала регистрации наркотических и психотропных веществ

По закону

1 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 2117 от 30.11.2021.

Читать статью

Тонкости возврата лекарственных средств

Аптечная практика

Оформление возврата лекарств

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять