27 ноября 2021

Посмотрело 479

Мотивация персонала аптеки

Статья

27 ноября 2021

Посмотрело 479

Замечаете, что некоторые сотрудники просто находятся на работе в положенное время, другие постоянно жалуются на загруженность и усталость, третьи – трудятся только под страхом наказания? Каждый руководитель аптеки на определенном этапе сталкивается с проблемой мотивации персонала. Но зарядить команду и каждого работника на успешный результат не так просто. Дело в том, что не существует какой-то одной системы мотивации, которая работала бы «от» и «до», ваша аптечная организация имеет свои особенности, как и каждый сотрудник в ней, нуждаясь в индивидуальном подходе.
Мы изучили множество классических и современных теорий мотивации, выделив из них наиболее интересное с точки зрения практического применения.
  • Что такое мотивация персонала?
  • Материальная мотивация. Как подготовить почву?
  • Как стимулировать «миллениалов» и «зумеров»?
  • Примеры нематериальной мотивации
 

Что такое мотивация персонала?

Что такое мотивация персонала?
 
Мотивация – динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (они же мотиваторы), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под внутренними мотиваторами здесь стоит понимать потребности, желания, стремления, восприятие, ценности и т.д. [1]

Высоко замотивированного сотрудника можно охарактеризовать так: делает что-то не потому, что «надо», а потому что он «хочет» это делать. Приходит на работу раньше, не потому, что так сказал руководитель, а потому что хочет успеть больше.

Стоит также отметить, мотивация и ее стимулы у работника аптеки могут меняться с течением времени, под влиянием внутренних или внешних причин. Опрос «Мотивация персонала на российском рынке труда», проведенный в начале 2021 года, показал: заработная плата и соцпакет стали менее ценны для сотрудников, чем до пандемии, а значимость в рейтинге мотивации приобрели устойчивость и стабильность компании. [2]

В том же опросе, практически половина работников отметили, что работодатель не уделяет внимания мотивации или в компании она присутствует только на словах. Если у вас так – пора переходить к делу.
 

Материальная мотивация. Как подготовить почву?

Материальная мотивация. Как подготовить почву?
 
Как известно, материальная мотивация персонала аптек состоит из: заработной платы, премий, бонусов, а также дополнительных выплат, например, за стаж работы в организации.

Очевидно, что материальная мотивация должна соответствовать целям компании, вписываться в ее бюджет и стимулировать персонал не к выполнению своих должностных обязанностей, а к чему-то большему – достижению определенных финансовых показателей, эффективной работе с клиентами или взаимодействию с коллегами, например, в форме наставничества для новых сотрудников. [3]

Но, прежде чем внедрять систему денежного премирования, необходимо проанализировать всю систему управления в аптеке на предмет наличия факторов, способствующих неудовлетворенности сотрудников, т.е. снижающих мотивацию.

Согласно классической теории мотивации, предложенной, Фредериком Герцбергом есть 2 типа факторов, стимулирующих к труду [4]
 
1. Гигиенические факторы, связанные с внешней средой (условия труда, оплата труда, безопасность и политика компании, управление компанией, отношения с коллегами и руководством).

2. Поддерживающие факторы, являющиеся внутренними мотиваторами работника (достижения, признание, личностный рост, работа сама по себе).
 
Гигиенические факторы по своей сути перекликаются с физиологическими потребностями пирамиды Маслоу, однако в двухфакторной теории Герцберга не относятся к мотиваторам, стимулирующим к труду. Однако он полагал, что при их необеспечении и возникает неудовлетворенность работой.
 
На заметку. Прежде чем вводить любую систему мотивации или отдельные методы стимулирования персонала, необходимо наладить все организационные процессы в компании. Иначе премии и бонусы будут уходить в никуда, лишь временно прикрывая бреши недовольства работой в целом.
 

Как стимулировать «миллениалов» и «зумеров»?

Как стимулировать «миллениалов» и «зумеров»?
 
Наряду с фундаментом в управлении, на который ляжет система мотивации, важна ее прозрачность и понятность для персонала. Сегодня проблема мотивации часто рассматривается в контексте теории поколений.

Поколение Y, рожденное в 1985-2002 г.г. или «миллениалы» представляют большую часть сотрудников, поколение Z, рожденное после 2003 г., т.н. «зумеры», только начинают строить карьеру. Считается, что они больше ориентированы на внутренние ценности, реализацию своего потенциала, предпочитают демократический стиль управления и общения, чтобы мотивировать и вовлечь их в рабочий процесс, необходимо перестроить всю систему коммуникации с персоналом.
 
На заметку. Для повышения вовлеченности и мотивации поколений Y и Z в рабочем процессе необходимы целевые IT-решения: визуализация производительности (планировщики задач, приложения для поставки целей и т.д.), онлайн подсчет заработка (программы-калькуляторы для подсчета премий и бонусов на рабочем месте), обратная связь с руководством (посредством мессенджеров и социальных медиа). А также возможности для обучения в онлайн-форматах. [5]
 
Как мы уже отметили, сотрудники поколений Y и Z больше сконцентрированы на своих внутренних ценностях, соответственно, менее лояльны и преданы компаниям, где работают, легко меняя не только место службы, но и локацию проживания. Повысить лояльность работников и вовлечь их в долгосрочные отношения – призвано нематериальное стимулирование.
 

Примеры нематериальной мотивации

Примеры нематериальной мотивации
 
Геймификация. Превращение решения каких-то задач в соревнование. Известно, например, что Уолт Дисней настолько увлекательно рассказывал о своих планах, что воодушевленный персонал тут же бросался выполнять свою часть работы. Чем-то напоминает скаутский подход, когда каждый в процессе достижения цели применяет нестандартный подход и смекалку, а наставник оценивает результаты каждой команды или ее участника. [6] Победитель удостаивается признания в форме публичной похвалы, грамоты, знака отличия или билета на какое-нибудь мероприятие, получая в награду впечатления.
 
Комфорт на работе. Многим сотрудникам для работы с большей отдачей важен комфорт. Удобные зоны отдыха персонала с минимальным набором бытовой техники просто необходимы. Но ведь всегда можно сделать больше. Приобрести в аптеку кофемашину, установить кондиционер, создать бесплатную библиотеку онлайн-курсов по интересам или, как минимум, оставить для сотрудников несколько зонтиков – на случай, если при выходе со смены их застанет непогода. Примером заботы о сотрудниках может стать компания «Google». В их штаб-квартиру в Калифорнии еженедельно приезжает передвижной салон, где каждый сотрудник может бесплатно привести себя в порядок. [7]
 
Обратная связь. Учет мнений сотрудников и их участие в управлении аптекой также является одной из форм нематериальной мотивации. Для реализации метода требуется не так уж много: e-mail ящик для обращений, специальный чат в мессенджере или создание традиции коротких встреч с персоналом, где они могут высказать свое мнение. К слову, любые традиции компании повышают лояльность сотрудников.
 
На заметку. Перед внедрением любого из способов дополнительного мотивирования так же, как и в случае с системой материального премирования, необходимо разработать Положение о нематериальном стимулировании.
 
Аптечная организация принадлежит к сфере сервиса. Во многом от фармацевтов зависит качество обслуживания клиентов, удовлетворенность оказанной услугой и лояльность к аптеке в будущем. А, значит, материальные и нематериальные инвестиции в мотивацию персонала оправданы.
 
1. Иванова С.А. Мотивация на 100 %. А где же у него кнопка? / С.А. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 285 с.

2. Результаты опроса «Мотивация персонала на российском рынке труда»
https://www.kellyservices.ru/blog/2021/01/motivatsiia-piersonala-na-rossiiskom-rynkie-truda-dienghi-i-stabilnost-kompanii-vazhnieie-vsiegho

3. Павел Лисовский. Система мотивации персонала в аптеках и аптечных сетях.
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/59105/

4. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda

5. Артамонов А.С. Перспективные решения в сфере мотивации персонала в цифровой экономике /
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-resheniya-v-sfere-motivatsii-personala-v-tsifrovoi-ekonomike

6. Майкл Бэрьер: Уолт Дисней. Человек-студия., пер. с англ. Мурашов А.Н. – М.: АСТ, 2020. – 320 с.

7. https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnye-sposoby-motivatsii-personala-rossiyskih-kompaniy
Вам может быть интересно

Материальная ответственность в аптеке: коллективная и индивидуальная

По закону

Ущерб, штрафы, возмещение, административная ответственность и пр.

Читать статью

Шаг за штрафную линию

Аптечная практика

Насколько правомерны “штрафные санкции” в управлении аптечной организацией?

Читать статью

Мазь Вишневского: Сталинская премия за линимент

Аптечные истории

Берёзовый дёготь, ксероформ и касторовое масло — вот нехитрый состав линимента, спасшего миллионы жизней во время Великой Отечественной войны

Читать статью

Клиенты-манипуляторы: как противостоять?

Стандарты общения с посетителями

Как противостоять манипулятивному поведению и не поддаться на провокацию?

Читать статью

Что учесть при формировании ассортиментного портфеля?

Заведующему аптекой

Ассортимент, повышающий продажи

Читать статью

Ценовая конкуренция и антидемпинг

Заведующему аптекой

Что такое демпинг и чем он отличается от снижения цены и скидки?

Читать статью

Гайд по комбинированным противопростудным средствам

Ликбез

Названы самые распространенные симптомы простуды

Читать статью

Что общего у древних мифов и фармакологии?

Будни работника аптеки

Мифы о происхождении лекарств и лекарств в античности

Читать статью

От коры ивы до селективных НПВП

Заведующему аптекой

Названы самые популярные лекарства от простуды

Читать статью

Аптеки по осени считают

Актуальное

К началу лета текущего года аптеки России побили рекорд. По данным RNC Pharma на 01 июня 2022 года в стране работало 72,2 тыс. предприятий фармрозницы — это максимум ЗА ВСЁ ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Читать статью

СТМ: равнодушных нет!

Будни работника аптеки

Рассказываем, зачем аптеке нужна собственная торговая марка и как с ней работать

Читать статью

И лечит, и одевает: все полезные свойства крапивы

Аптечные истории

Что мы знаем о крапиве? Жгучая трава, сорняк, который безжалостно выпалывают садоводы и огородники? Оказывается, у этой травы множество полезных свойств и возможностей для применения!

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять