Мы изучили множество классических и современных теорий мотивации, выделив из них наиболее интересное с точки зрения практического применения.
Мотивация персонала аптеки
Мы изучили множество классических и современных теорий мотивации, выделив из них наиболее интересное с точки зрения практического применения.
- Что такое мотивация персонала?
- Материальная мотивация. Как подготовить почву?
- Как стимулировать «миллениалов» и «зумеров»?
- Примеры нематериальной мотивации
Мотивация – динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (они же мотиваторы), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под внутренними мотиваторами здесь стоит понимать потребности, желания, стремления, восприятие, ценности и т.д. [1]
Высоко замотивированного сотрудника можно охарактеризовать так: делает что-то не потому, что «надо», а потому что он «хочет» это делать. Приходит на работу раньше, не потому, что так сказал руководитель, а потому что хочет успеть больше.
Стоит также отметить, мотивация и ее стимулы у работника аптеки могут меняться с течением времени, под влиянием внутренних или внешних причин. Опрос «Мотивация персонала на российском рынке труда», проведенный в начале 2021 года, показал: заработная плата и соцпакет стали менее ценны для сотрудников, чем до пандемии, а значимость в рейтинге мотивации приобрели устойчивость и стабильность компании. [2]
В том же опросе, практически половина работников отметили, что работодатель не уделяет внимания мотивации или в компании она присутствует только на словах. Если у вас так – пора переходить к делу.
Как известно, материальная мотивация персонала аптек состоит из: заработной платы, премий, бонусов, а также дополнительных выплат, например, за стаж работы в организации.
Очевидно, что материальная мотивация должна соответствовать целям компании, вписываться в ее бюджет и стимулировать персонал не к выполнению своих должностных обязанностей, а к чему-то большему – достижению определенных финансовых показателей, эффективной работе с клиентами или взаимодействию с коллегами, например, в форме наставничества для новых сотрудников. [3]
Но, прежде чем внедрять систему денежного премирования, необходимо проанализировать всю систему управления в аптеке на предмет наличия факторов, способствующих неудовлетворенности сотрудников, т.е. снижающих мотивацию.
Согласно классической теории мотивации, предложенной, Фредериком Герцбергом есть 2 типа факторов, стимулирующих к труду [4]:
2. Поддерживающие факторы, являющиеся внутренними мотиваторами работника (достижения, признание, личностный рост, работа сама по себе).
На заметку. Прежде чем вводить любую систему мотивации или отдельные методы стимулирования персонала, необходимо наладить все организационные процессы в компании. Иначе премии и бонусы будут уходить в никуда, лишь временно прикрывая бреши недовольства работой в целом.
Наряду с фундаментом в управлении, на который ляжет система мотивации, важна ее прозрачность и понятность для персонала. Сегодня проблема мотивации часто рассматривается в контексте теории поколений.
Поколение Y, рожденное в 1985-2002 г.г. или «миллениалы» представляют большую часть сотрудников, поколение Z, рожденное после 2003 г., т.н. «зумеры», только начинают строить карьеру. Считается, что они больше ориентированы на внутренние ценности, реализацию своего потенциала, предпочитают демократический стиль управления и общения, чтобы мотивировать и вовлечь их в рабочий процесс, необходимо перестроить всю систему коммуникации с персоналом.
На заметку. Для повышения вовлеченности и мотивации поколений Y и Z в рабочем процессе необходимы целевые IT-решения: визуализация производительности (планировщики задач, приложения для поставки целей и т.д.), онлайн подсчет заработка (программы-калькуляторы для подсчета премий и бонусов на рабочем месте), обратная связь с руководством (посредством мессенджеров и социальных медиа). А также возможности для обучения в онлайн-форматах. [5]
Как мы уже отметили, сотрудники поколений Y и Z больше сконцентрированы на своих внутренних ценностях, соответственно, менее лояльны и преданы компаниям, где работают, легко меняя не только место службы, но и локацию проживания. Повысить лояльность работников и вовлечь их в долгосрочные отношения – призвано нематериальное стимулирование.
Геймификация. Превращение решения каких-то задач в соревнование. Известно, например, что Уолт Дисней настолько увлекательно рассказывал о своих планах, что воодушевленный персонал тут же бросался выполнять свою часть работы. Чем-то напоминает скаутский подход, когда каждый в процессе достижения цели применяет нестандартный подход и смекалку, а наставник оценивает результаты каждой команды или ее участника. [6] Победитель удостаивается признания в форме публичной похвалы, грамоты, знака отличия или билета на какое-нибудь мероприятие, получая в награду впечатления.
Комфорт на работе. Многим сотрудникам для работы с большей отдачей важен комфорт. Удобные зоны отдыха персонала с минимальным набором бытовой техники просто необходимы. Но ведь всегда можно сделать больше. Приобрести в аптеку кофемашину, установить кондиционер, создать бесплатную библиотеку онлайн-курсов по интересам или, как минимум, оставить для сотрудников несколько зонтиков – на случай, если при выходе со смены их застанет непогода. Примером заботы о сотрудниках может стать компания «Google». В их штаб-квартиру в Калифорнии еженедельно приезжает передвижной салон, где каждый сотрудник может бесплатно привести себя в порядок. [7]
Обратная связь. Учет мнений сотрудников и их участие в управлении аптекой также является одной из форм нематериальной мотивации. Для реализации метода требуется не так уж много: e-mail ящик для обращений, специальный чат в мессенджере или создание традиции коротких встреч с персоналом, где они могут высказать свое мнение. К слову, любые традиции компании повышают лояльность сотрудников.
На заметку. Перед внедрением любого из способов дополнительного мотивирования так же, как и в случае с системой материального премирования, необходимо разработать Положение о нематериальном стимулировании.
Аптечная организация принадлежит к сфере сервиса. Во многом от фармацевтов зависит качество обслуживания клиентов, удовлетворенность оказанной услугой и лояльность к аптеке в будущем. А, значит, материальные и нематериальные инвестиции в мотивацию персонала оправданы.
2. Результаты опроса «Мотивация персонала на российском рынке труда»
https://www.kellyservices.ru/blog/2021/01/motivatsiia-piersonala-na-rossiiskom-rynkie-truda-dienghi-i-stabilnost-kompanii-vazhnieie-vsiegho
3. Павел Лисовский. Система мотивации персонала в аптеках и аптечных сетях.
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/59105/
4. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda
5. Артамонов А.С. Перспективные решения в сфере мотивации персонала в цифровой экономике /
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-resheniya-v-sfere-motivatsii-personala-v-tsifrovoi-ekonomike
6. Майкл Бэрьер: Уолт Дисней. Человек-студия., пер. с англ. Мурашов А.Н. – М.: АСТ, 2020. – 320 с.
7. https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnye-sposoby-motivatsii-personala-rossiyskih-kompaniy
Шаг за штрафную линию
Аптечная практика
Насколько правомерны “штрафные санкции” в управлении аптечной организацией?
Читать статьюОхрана труда: новый порядок обучения и проверки знаний
Аптека в законе
1 сентября 2022 года вступил в силу измененный порядок обучения и проверки знаний по охране труда
Читать статьюМатериальная ответственность в аптеке: коллективная и индивидуальная
Аптека в законе
Ущерб, штрафы, возмещение, административная ответственность и пр.
Читать статьюМинздрав предложил новый проект номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников
Новости
Министерство здравоохранения России представило изменённую версию приказа от 20.12.2012 N 1183н
Читать статьюНожки фармацевта: как ухаживать за ногами, чтобы сохранять их здоровье
Будни работника аптеки
Работа в аптеке связана с повышенной нагрузкой на ноги. Что поможет избежать чувства тяжести, усталости в ногах и профессионального заболевания фармацевтов – варикозного расширения вен?
Читать статьюОмега-3 жирные кислоты — польза или вред?
Будни работника аптеки
Результаты анализа научных публикаций
Читать статьюСтарт эксперимента по продаже рецептурных препаратов через Интернет
Аптека в законе
В России решили опробовать продажу лекарств по рецепту через Интернет
Читать статьюПрививки для первостольника
Будни работника аптеки
Какие прививки обязательны для первостольника. Алгоритм централизованной вакцинации.
Читать статьюВнесены поправки в сроки годности вакцин для профилактики COVID-19
Новости фармы
Изменения срока годности вакцины «Спутник V» – что это значит?
Читать статьюФарморганизации включат в реестр ФРМО
Новости
Российский Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО) пополнят сведения о фармацевтических организациях и их работниках.
Читать статьюПокупатель-всезнайка в аптеке
Стандарты общения с посетителями
Фармспециалист: как обслуживать клиентов
Читать статьюТоп фильмов и сериалов про аптеку и фармацевтов
Будни работника аптеки
Мы делимся с вами подборками фильмов и сериалов про аптеку и фармацевтов
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.