15 июля 2022

Посмотрело 189

Онлайн или офлайн?

Статья

15 июля 2022

Посмотрело 189

Дистанционная продажа лекарств – это тренд времени, к которому, наряду с маркетплейсами, приобщились крупные аптечные и дистрибьюторские сети. Одиночные аптеки подчас не могут в него вписаться — и на то есть причины.
Не в сети

Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 697 ограничивало выход аптечной организации на рынок онлайн-торговли требованием обязательного наличия у неё не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории России и собственного сайта1. Таким образом, за бортом интернет-торговли оставалась львиная часть малых региональных сетей и все одиночные аптеки.

«Подарок» пандемии

Постановление 2020-го было спешно принято на волне пандемии COVID-19, когда оффлайн-торговля испытывала определенные трудности. Но вскоре назрела необходимость его доработки: за 2021 г. в интернет-аптеках было оформлено на 30% больше заказов, чем годом ранее3, но одиночные аптеки и малые сети продолжали оставаться "за бортом". Год спустя, в мае 2021 года было подготовлено постановление №827, в котором требования к аптечным организациям, желающим "выйти в онлайн", были смягчены. В частности, исключили требование иметь не менее 10 аптек на территории России, собственный сайт в интернете и разрешили заключать договоры с владельцами агрегаторов. Также упростили возможность доставки, позволив заключать договоры не только с курьерскими службами, но и с "иными лицами".
В действие данное постановление было введено 1 сентября 2021 года2. Но, несмотря на послабления, индивидуальные предприниматели всё равно остались "вне игры" на интернет-поле. Очевидно, что в существующих реалиях для таких аптек есть два пути: искать способы встраиваться в рынок онлайн-торговли (образовывать ЮЛ), либо использовать преимущества офлайн-продаж. 
Рассмотрим оба этих способа.

Затраты на онлайн

В случае образования юридического лица возможности расширяются, но все равно придется учитывать финансовые затраты.
Например, создать и поддерживать собственный сайт с интернет-аптекой небольшим организациям достаточно накладно. Присоединение к агрегатору позволит пользоваться его ресурсами, не теряя своего потребителя, ориентированного на заказы в сети. Кроме того, аптечные организации могут и сами повышать свою операционную эффективность, внедряя уже существующие решения для интернет-магазинов, или с помощью специализированных продуктов, которые предоставляют им в рамках сотрудничества аптечные ассоциации или разработчики фармацевтического программного обеспечения.
Следующая проблема для одиночных аптек – стоимость курьерских услуг при небольших партиях доставки и отсутствии собственных логистических служб.  Высокая цена доставки делает одиночек неконкурентоспособными в сфере дистанционной торговли. Так, если потребитель заказывает лекарства на 600 рублей, он вряд ли захочет платить 300 рублей за доставку. Кроме того, одиночкам будет сложно проконтролировать качество работы курьера (соблюдение температурного режима во время доставки и т. п.), тогда как ответственность за нарушение каких бы то ни было требований к хранению лекарств во время транспортировки лежит по закону на плечах аптеки.  
Все это опять-таки диктует необходимость присоединения к агрегаторам, логистические возможности которых несоизмеримо больше тех, которые могут позволить себе небольшие аптечные предприятия.
И, наконец, интернет-реализация лекарств – это не только доставка, но и бронирование: если аптека выбирает для себя этот формат работы, то логистические издержки отсутствуют. Потребитель просто находит нужное ему лекарство и забирает в ближайшей аптеке сам.

NB! Согласно ч. 7 ст. 55 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, имеют право приобретать и продавать, в том числе дистанционным способом, медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, и прочие нелекарственные наименования.
 
Офлайн возможности

Несмотря на жесточайшую конкуренцию и поглощение сетями одиночек, у небольших аптек остаются преимущества, которые могут удержать их на плаву даже в эпоху расцвета дистанционной торговли.
В первую очередь, это возможность индивидуального подхода. Зачастую первостольники небольших аптек знают своих покупателей в лицо, знают их запросы, заболевания, имена членов их семей. 
Грамотная "живая консультация" в офлайн-аптеке всегда будет отличаться от обезличенной онлайн-консультации. И здесь фармацевт может развить свое мастерство настолько, что тягаться онлайн-игрокам на отдельно взятой территории с аптекой будет не под силу. В помощь специалисту – многочисленные онлайн и офлайн обучающие курсы.
И, наконец, преимуществом небольших аптек всегда будет шаговая доступность, в особенности при выборе работы точки в режиме "дежурной аптеки 24/7".
Несмотря на то, что пандемия дала прирост развитию онлайн-сервисов, 80% россиян чаще ходят за лекарствами в аптеку, и лишь 4% чаще заказывают их через интернет4. Поэтому на стороне фармацевта, работающего в офлайн формате, необходимо как можно грамотнее использовать свой главный козырь – роскошь живого общения.
 
Источники:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 697 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом" URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005180035?index=3&rangeSize=1
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 827 "О внесении изменений в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных препаратов гражданам". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106020030?index=0&rangeSize=1
3. Ирина Приборкина. Рынок онлайн-аптек вырос на треть. Comnews: https://www.comnews.ru/content/220196/2022-05-13/2022-w19/rynok-onlayn-aptek-vyros-tret
4. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lekarstva-po-internetu-za-i-protiv
Вам может быть интересно

Помимо слов: невербальное общение с посетителями

Будни работника аптеки

Искусство ведения переговоров

Читать статью

Фармконсультирование по закону и по совести

Актуальное

Фармацевт - специалист с самым высоким уровнем доверия

Читать статью

Принципы дозирования лекарственных веществ

Ликбез

Основные принципы и особенности дозирования лекарств

Читать статью

Совмещаем приятное с полезным: чем занять себя, когда в аптеке нет посетителей?

Будни работника аптеки

Почему бы не провести условно-свободное время за необременительным, но полезным занятием?

Читать статью

Экстраординарный случай в аптеке

Будни работника аптеки

Поведение фармацевта в необычных ситуациях

Читать статью

В марте 2022 года начнет действовать единый стандарт для фармацевтов

Актуальное

В конце июня 2021 года Минюстом РФ был зарегистрирован приказ Минздрава: «Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт».

Читать статью

Если в разгар рабочего дня навалилась усталость

Будни работника аптеки

Причины возникновения сонливости

Читать статью

Будьте бдительны! Как сотрудникам аптек не попасть на мошенников?

Будни работника аптеки

Как избежать мошенничества с лекарствами

Читать статью

Отпустить или «отпустить»?

Будни работника аптеки

Концепция ответственного самолечения

Читать статью

Элементы нейромаркетинга в аптеке

Будни работника аптеки

Нейромаркетинг: продажи через бессознательное

Читать статью

Нарушение упаковки препарата

Будни работника аптеки

Нарушение упаковки препарата с точки зрения нормативно-правовой базы. И что в порядке отпуска изменит приказ № 1093н?

Читать статью

Неликвиды и сверхзапасы в аптеке: как контролировать, сократить и избежать появления

Аптечная практика

Каждая аптека регулярно сталкивается с товарами, которые пользуются низким спросом или не продаются совсем. Как отделу запасов в аптеке предотвращать появление неликвидов? И что делать, если они все-таки есть?

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять