28 декабря 2021

Посмотрело 293

Ошибки персонала аптеки

Статья

28 декабря 2021

Посмотрело 293

«Врач, совершающий лишь небольшие ошибки, получит мое искреннее одобрение» — эти слова древнеримского врача Цельса не теряют своей актуальности и сегодня. Ошибка сотрудника аптеки, как и врача, недопустима, ее цена может быть слишком высокой. Рассказываем, какие ошибки может совершить персонал аптеки и как заведующий может снизить их количество.
Нежелательные явления, связанные с небезопасным оказанием медицинской помощи, — одна из 10 главных причин инвалидности и летального исхода [1]. Для повышения эффективности оказания помощи в аптеке и минимизации количества ошибок заведующий аптечной организацией должен разработать план профилактических мероприятий и снабдить сотрудников четкими инструкциями.
 

Ошибка применения лекарственного препарата

Ошибка применения лекарственного препарата

Ошибка сотрудника аптеки — это незлоумышленное заблуждение в ходе его профессиональной деятельности.

Частый вид медицинских ошибок — ошибка применения лекарственного препарата, то есть непреднамеренная ошибка, которая допускается при назначении, отпуске, определении дозы или введении (приеме) лекарства.

Всемирная организация здравоохранения в своей классификации ошибок, связанных с лекарствами, выделяет ошибки отпуска (выдачи) препаратов. Перечислим, какие именно ошибки могут допустить фармацевты:
 
  • ошибки, в основе которых похожие названия препаратов;
  • ошибки, которые связаны со сходством упаковок средств;
  • ошибки, которые происходят, когда содержимое не соответствует тому, что указано на упаковке;
  • ошибки, которые происходят при подозрении на фальсификацию лекарства;
  • отпуск препарата, срок годности которого уже истек;
  • ненадлежащее хранение ЛП;
  • ошибки, обусловленные лекарственным взаимодействием, указанным в инструкции;
  • ошибки, связанные с возрастом человека, которому предназначено лекарство;
  • отпуск ЛП человеку с диагнозом, при котором средство противопоказано, согласно инструкции;
  • отпуск ЛП при известной гиперчувствительности к средству [2].
 

Ошибки коммуникации

Ошибки коммуникации

Другой тип ошибок связан с неумением фармацевта установить контакт с клиентом. Сотрудник аптеки должен быть не только профессионалом, но и грамотно находить подход к посетителям.

Среди ошибок коммуникации можно назвать:
 
  • невнимание к посетителю, к его словам и жестам;
  • неумение слушать;
  • использование в ходе консультации стоп-слов и фраз;
  • использование профессиональной терминологии;
  • предвзятое отношение, например, в зависимости от внешнего вида клиента;
  • принятие решения за клиента, не разбираясь, что ему нужно;
  • грубое и неуважительное общение с посетителем;
  • отсутствие одобрения выбора клиента.
 
Кроме того, имеет значение образ сотрудника в целом, в том числе одежда, макияж, маникюр, прическа. Фармацевт должен быть опрятным и вызывать доверие посетителя.
 

В чем причины ошибок

В чем причины ошибок

Ошибки, которые происходят по вине самого сотрудника, могут быть связаны [2], [3]:
 
  • с недостаточным общем уровнем профессиональной подготовки;
  • недостаточными знаниями о ЛП, их применении, возможных осложнениях, лекарственных взаимодействиях;
  • безответственным отношением к работе;
  • несоблюдением правил и стандартов.
 
Ошибки, в появлении которых фармацевт или провизор не виноваты, возникают вследствие:
 
  • уровня развития фармации настоящий момент;
  • атипического течения болезни с нехарактерными симптомами;
  • специфической (аллергической) реакции организма человека, который принимает ЛС.
 
Совершению ошибки могут способствовать такие условия и факторы, как:
 
  • поспешность;
  • загруженность сотрудников аптеки работой;
  • усталость;
  • различные конфликты;
  • плохое самочувствие фармацевта.
 
Также причиной ошибок могут стать отсутствие контроля за работниками со стороны руководителя и плохая коммуникация между сотрудниками на разных ступенях медпомощи.
 

Как предотвратить ошибки

Как предотвратить ошибки

Кроме личной ответственности каждого сотрудника аптеки, задача по профилактике ошибок ложится на заведующего. Прежде всего, стоит разобраться в причинах ошибок и действовать в соответствии с этим. Обязанности руководителя по отношению к сотрудникам закреплены в «Правилах надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов». Итак, что вы можете сделать, чтобы снизить вероятность возникновения ошибок [4]?
 
  • Доводите до сведения работников аптеки информацию об изменениях в законах, которые регулируют правила обращения ЛС, в том числе отпуск ЛП.
  • Информируйте сотрудников о необходимости принимать меры по недопущению или устранению нарушений лицензионных требований.
  • Ознакомьте каждого сотрудника с его правами и обязанностями под подпись.
  • Для новых сотрудников необходима программа адаптации. Кроме того, нужно периодически проверять их квалификацию, знания и опыт.
  • Составьте и утвердите план-график первичного, а также последующего инструктажа сотрудников по вопросам, касающимся их деятельности: правил отпуска, хранения, перевозки ЛС, порядка хранения рецептов, правил торговли препаратами дистанционным способом, соблюдения требований работы с контрафактными, фальсифицированными, недоброкачественными ЛС, повышения уровня профессиональных знаний.
  • Следите за соблюдением режима труда и отдыха в аптеке.
 
Ряд ошибок, связанных с причинением вреда здоровью человека, может повлечь за собой административную ответственность как фармацевта, так и аптеки, или уголовную ответственность сотрудника, который ошибся.

Итак, ошибки совершают все, но в фармацевтической деятельности они не допустимы, потому что могут иметь серьезные последствия. Задача руководителя — проинструктировать персонал аптеки таким образом, чтобы предотвратить как можно большее количество ошибок. Вы можете помочь фармацевтам улучшить профессиональные знания и разобраться во всех тонкостях новых законов и тем самым улучшить сервис и имидж вашей аптеки.
 
Источники
 
1. Безопасность пациентов [Электронный ресурс], 09.12.2021. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/patient-safety.

2. Кузьмина А. В., Асецкая И. Л., Поливанов В. А., Зырянов С. К. Медицинские ошибки при применении лекарственных препаратов в практическом здравоохранении//Практическая пульмонология. — 2016. — № 3.

3. Церковский А. Л. Фармацевтическая этика. Курс лекций: Учеб, пособие. — Витебск: ВГМУ, 2007.

4. Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
Вам может быть интересно

Мифы от посетителей аптек про работу аптек

Будни работника аптеки

Отработка возражений - залог успешных продаж

Читать статью

Образ сотрудника аптеки

Будни работника аптеки

Важность дресс-кода сотрудника аптеки

Читать статью

Как избежать трудностей перевода: разговариваем с клиентом на одном языке

Общение с посетителями

Как вести себя в процессе консультации с покупателем

Читать статью

Мифы и правда о рецептурном отпуске

Общение с посетителями

Как изменились правила отпуска препаратов по рецептам в 2022 году?

Читать статью

Отпуск рецептурных ЛС

Профессиональные знания

Порядок продажи Rx-препаратов

Читать статью

Аптечки специального назначения: на дачу, в дорогу и путешествия

Будни работника аптеки

Подбор средств для дорожной аптечки клиента – это индивидуальный сервис, который позволит вам заслужить лояльность посетителя.

Читать статью

Ошибки при применении лекарственных препаратов, связанные с аптекой

Будни работника аптеки

Ошибки в назначении лекарств могут привести к серьезным последствиям

Читать статью

Как грамотно сказать НЕТ

Общение с посетителями

Как отказать в продаже лекарства посетителю, состояние которого вызывает беспокойство?

Читать статью

«Медицинская наука для человека»

Актуальное

Правительство России представило инициативу «Медицинская наука для человека».

Читать статью

Новые правила отпуска лекарственных препаратов

Актуальное

Минздрав меняет правило отпуска лекарственных средств с 1 марта 2022 года

Читать статью

Лекарство для ребенка: зона повышенной ответственности

Будни работника аптеки

Подбор лекарств в педиатрии

Читать статью

Новая позиция повышенного спроса – пульсоксиметры в аптеке

Будни работника аптеки

Пульсоксиметр стал главным гаджетом 2020-го года

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять