Ошибки персонала аптеки
Ошибка сотрудника аптеки — это незлоумышленное заблуждение в ходе его профессиональной деятельности.
Частый вид медицинских ошибок — ошибка применения лекарственного препарата, то есть непреднамеренная ошибка, которая допускается при назначении, отпуске, определении дозы или введении (приеме) лекарства.
Всемирная организация здравоохранения в своей классификации ошибок, связанных с лекарствами, выделяет ошибки отпуска (выдачи) препаратов. Перечислим, какие именно ошибки могут допустить фармацевты:
- ошибки, в основе которых похожие названия препаратов;
- ошибки, которые связаны со сходством упаковок средств;
- ошибки, которые происходят, когда содержимое не соответствует тому, что указано на упаковке;
- ошибки, которые происходят при подозрении на фальсификацию лекарства;
- отпуск препарата, срок годности которого уже истек;
- ненадлежащее хранение ЛП;
- ошибки, обусловленные лекарственным взаимодействием, указанным в инструкции;
- ошибки, связанные с возрастом человека, которому предназначено лекарство;
- отпуск ЛП человеку с диагнозом, при котором средство противопоказано, согласно инструкции;
- отпуск ЛП при известной гиперчувствительности к средству [2].
Другой тип ошибок связан с неумением фармацевта установить контакт с клиентом. Сотрудник аптеки должен быть не только профессионалом, но и грамотно находить подход к посетителям.
Среди ошибок коммуникации можно назвать:
- невнимание к посетителю, к его словам и жестам;
- неумение слушать;
- использование в ходе консультации стоп-слов и фраз;
- использование профессиональной терминологии;
- предвзятое отношение, например, в зависимости от внешнего вида клиента;
- принятие решения за клиента, не разбираясь, что ему нужно;
- грубое и неуважительное общение с посетителем;
- отсутствие одобрения выбора клиента.
Ошибки, которые происходят по вине самого сотрудника, могут быть связаны [2], [3]:
- с недостаточным общем уровнем профессиональной подготовки;
- недостаточными знаниями о ЛП, их применении, возможных осложнениях, лекарственных взаимодействиях;
- безответственным отношением к работе;
- несоблюдением правил и стандартов.
- уровня развития фармации настоящий момент;
- атипического течения болезни с нехарактерными симптомами;
- специфической (аллергической) реакции организма человека, который принимает ЛС.
- поспешность;
- загруженность сотрудников аптеки работой;
- усталость;
- различные конфликты;
- плохое самочувствие фармацевта.
Кроме личной ответственности каждого сотрудника аптеки, задача по профилактике ошибок ложится на заведующего. Прежде всего, стоит разобраться в причинах ошибок и действовать в соответствии с этим. Обязанности руководителя по отношению к сотрудникам закреплены в «Правилах надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов». Итак, что вы можете сделать, чтобы снизить вероятность возникновения ошибок [4]?
- Доводите до сведения работников аптеки информацию об изменениях в законах, которые регулируют правила обращения ЛС, в том числе отпуск ЛП.
- Информируйте сотрудников о необходимости принимать меры по недопущению или устранению нарушений лицензионных требований.
- Ознакомьте каждого сотрудника с его правами и обязанностями под подпись.
- Для новых сотрудников необходима программа адаптации. Кроме того, нужно периодически проверять их квалификацию, знания и опыт.
- Составьте и утвердите план-график первичного, а также последующего инструктажа сотрудников по вопросам, касающимся их деятельности: правил отпуска, хранения, перевозки ЛС, порядка хранения рецептов, правил торговли препаратами дистанционным способом, соблюдения требований работы с контрафактными, фальсифицированными, недоброкачественными ЛС, повышения уровня профессиональных знаний.
- Следите за соблюдением режима труда и отдыха в аптеке.
Итак, ошибки совершают все, но в фармацевтической деятельности они не допустимы, потому что могут иметь серьезные последствия. Задача руководителя — проинструктировать персонал аптеки таким образом, чтобы предотвратить как можно большее количество ошибок. Вы можете помочь фармацевтам улучшить профессиональные знания и разобраться во всех тонкостях новых законов и тем самым улучшить сервис и имидж вашей аптеки.
2. Кузьмина А. В., Асецкая И. Л., Поливанов В. А., Зырянов С. К. Медицинские ошибки при применении лекарственных препаратов в практическом здравоохранении//Практическая пульмонология. — 2016. — № 3.
3. Церковский А. Л. Фармацевтическая этика. Курс лекций: Учеб, пособие. — Витебск: ВГМУ, 2007.
4. Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
Надлежащая аптечная практика — изменения
Аптека в законе
Минздрав опубликовал новые документы о хранении лекарств
Читать статьюОтпустить или «отпустить»?
Будни работника аптеки
Концепция ответственного самолечения
Читать статьюСкорректирована инструкция по медицинскому применению геля с эстрадиолом
Новости фармы
Внесены изменения в ИМП трансдермального геля
Читать статьюМинздрав обновил рекомендации по COVID-19
Актуальное
Минздрав опубликовал 12-ю версию рекомендаций по профилактике, диагностике и терапии COVID-19
Читать статьюОшибки при применении лекарственных препаратов, связанные с аптекой
Будни работника аптеки
Ошибки в назначении лекарств могут привести к серьезным последствиям
Читать статьюАптечки специального назначения: на дачу, в дорогу и путешествия
Будни работника аптеки
Подбор средств для дорожной аптечки клиента – это индивидуальный сервис, который позволит вам заслужить лояльность посетителя.
Читать статьюВерсия 15: новые рекомендации Минздрава по лечению СOVID-19
Будни работника аптеки
Как омикрон повлиял на очередную версию документа
Читать статьюНовая позиция повышенного спроса – пульсоксиметры в аптеке
Будни работника аптеки
Пульсоксиметр стал главным гаджетом 2020-го года
Читать статьюВраги аллергика
Аптечная практика
В России распространена пыльцевая аллергия, или поллиноз. Что можно порекомендовать посетителям аптеки?
Читать статьюЛекарство для ребенка: зона повышенной ответственности
Будни работника аптеки
Подбор лекарств в педиатрии
Читать статьюМифы и правда о рецептурном отпуске
Аптечная практика
Как изменились правила отпуска препаратов по рецептам в 2022 году?
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.