От эмпатии до выгорания: как найти баланс?
Умение сопереживать и понимать чувственное состояние другого человека, важные личностно-профессиональные качества фармацевтов. Как представители социономической, помогающей профессии, они чаще всего взаимодействуют с больными или морально страдающими людьми.
При этом если в обычной жизни есть выбор между оказанием помощи и безучастием, то сотруднику аптеки необходимо действовать в рамках своих должностных обязанностей, помогая каждому обратившемуся клиенту. Возможно, поэтому медицинские работники больше подвержены синдрому выгорания, чем представители других профессий. [1]
Согласно методике определения профессионального истощения, разработанной К. Маслач и С. Джексон, основными проявлениями состояния являются [2]:
- эмоциональное истощение, ассоциированное с профессиональной деятельностью, апатия, отстраненность в общении, как с клиентами, так и с коллегами;
- формальное, черствое отношение с посетителями, ощущение несправедливого отношения с их стороны, желание минимизировать любые коммуникации на работе;
- исчерпанность эмоционального ресурса, утрата профессиональной значимости, психологическое, а затем и физическое избегание работы.
В настоящее время, результаты исследований, посвященных связи эмпатии и профессионального выгорания, неоднозначны. Авторы одних исследований пришли к выводу, что высокий уровень эмпатии ведет к выгоранию, а специалисты, проявляющие ее, слишком чувствительные, мягкие и ориентированные на людей. Другие исследователи, наоборот, полагают, что эмпатический подход к клиентам является профилактикой истощения в профессии. [3]
Более того, сопереживая клиентам, фармацевты глубже осознают важность своей миссии, меньше устают от работы, реже страдают от депрессии и профессионального выгорания. [4]
Однако, откликаясь на проблемы посетителей, важно разделять эмпатическую заботу и эмпатический дистресс.
✓ Эмпатический дистресс – ответная эмоция, порождающая сходные с объектом эмпатии чувства, но направленные на себя. Иными словами, такой отклик можно охарактеризовать, как «принять близко к сердцу», «пропустить через себя», «примерить на себя». Подобное состояние вызывает напряжение и делает вас эмоционально уязвимыми, в дальнейшем приводя к выгоранию. [5]
По мнению психолога, эксперта по эмоциональному интеллекту Дэниела Гоулмана, специалистам коммуникативных профессий полезно [6]:
- Заниматься медитированием. Техник медитаций масса, но все они преследуют одну цель – разгрузить мозг от фона, снизить реактивность и психологическую нагрузку, развить эмпатию, избавиться от раздражительности и обрести спокойствие.
- Давать названия эмоциям. Пытаясь определить свое состояние, вы невольно осознаете эмоцию, а она, в свою очередь, потеряет интенсивность. После встречи с напуганным посетителем, признайтесь себе, что тоже испытываете страх. Это освободит вас из ловушки негативной эмоции, спровоцированной конкретной ситуацией.
- Установить границы. Прежде всего, провести черту между профессиональной и личной жизнью. К примеру, не брать документы домой, не проверять электронную почту вне работы, не распространяться о своей профессии, чтобы не стать круглосуточным помощником для соседей. Еще один действенный прием: в конце рабочего дня зафиксировать на листке бумаги все неприятные эмоции и проблемы дня, а затем порвать его, символично освободившись от негатива.
- Социализироваться. Вступить в какое-либо сообщество по интересам или найти единомышленников по хобби. Так вы сможете общаться только с теми людьми, которые разделяют ваши интересы, поддерживают, мотивируют.
Фото Фотобанк «Лори»
2. http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Maslach-diagnostika.pdf
3. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00763/full
4. https://pharmaceutical-journal.com/article/ld/how-to-demonstrate-empathy-and-compassion-in-a-pharmacy-setting
5. Звенигородская, М. А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе / М. А. Звенигородская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 244-247.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. пер. Исаева А. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 544 С.
Умение убеждать методом социального доказательства
Будни работника аптеки
Триггеры для покупателей в аптеке
Читать статью5 шагов до покупки – превращения посетителя в покупателя
Стандарты общения с посетителями
Как начать общение в аптеке: пять шагов
Читать статьюКлиенты-манипуляторы: как противостоять?
Стандарты общения с посетителями
Как противостоять манипулятивному поведению и не поддаться на провокацию?
Читать статьюФармконсультирование по закону и по совести
Актуальное
Фармацевт - специалист с самым высоким уровнем доверия
Читать статьюПокупатель – мужчина
Будни работника аптеки
На поведение клиента может влиять биологический пол и социальный статус
Читать статьюКритика: виды, форма, дозировка
Будни работника аптеки
Как избежать токсичных отношений на работе: правила конструктивной критики
Читать статьюПсихотипы посетителей аптек. Выбираем линию поведения
Будни работника аптеки
Как общаться с категорией болеющих посетителей
Читать статьюФармчтиво: книги, которые будут интересны фармацевтам
Будни работника аптеки
Влияние чтения на работу мозга
Читать статьюНичего не успеваю, или таймменеджмент для сотрудников аптек
Будни работника аптеки
Как повысить продуктивность
Читать статьюХочу большего! Как поговорить об этом с руководителем?
Будни работника аптеки
Как попросить о повышении зарплаты и должности
Читать статьюПокупатель-всезнайка в аптеке
Стандарты общения с посетителями
Фармспециалист: как обслуживать клиентов
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.