30 октября 2021

Посмотрело 658

Отпуск рецептурных ЛС

Статья

30 октября 2021

Посмотрело 658

Конечно, вы каждый день отпускаете лекарства по рецептам, но правила постоянно меняются. Напоминаем порядок продажи Rx-препаратов, о чем нужно предупредить клиента, а также рассказываем, как сегодня должен выглядеть «правильный» рецепт.
Отпуск препаратов — главный вид деятельности аптеки. И от фармацевта требуется быстро проверять рецепты, фиксировать нарушения, информировать покупателя о всех нюансах применения ЛС. Сегодня правила рецептурного отпуска лекарственных средств регулируются приказами Минздрава РФ от 14.01.2019 № 4н [1], от 11.12.2019 № 1022н [2], от 11.07.2017 № 403н [3] и 31.08.2016 № 647н [4].
 

Алгоритм действий фармацевта

Алгоритм действий фармацевта

Итак, покупатель протягивает рецепт на Rx-препарат, выписанный врачом. Если средство есть в наличии, вы должны его отпустить, предварительно проверив рецепт и проконсультировав клиента.

Отпуск рецептурных ЛС, фото 1

Что делать, если лекарства рецептурного отпуска в данный момент в аптеке нет? Если специалист назначил ЛС по международному непатентованному названию (МНН), то клиенту следует предложить взаимозаменяемый препарат в рамках того же МНН. Соблюдайте правила замены препаратов:
 
  • дозировка предлагаемого средства может быть меньше той, которую врач указал в рецепте. В этом случае следует пересчитать дозу с учетом полного курса и сообщить покупателю о том, как принимать препарат. Если же в продаже есть только средство, дозировка которого выше назначенной специалистом, принять решение о такой замене может лечащий врач [3];
  • всегда в первую очередь рекомендуйте препараты, цена которых ниже [4];
  • при прочих равных условиях предлагайте то лекарство, которое человек принимал ранее, либо которое находится в обороте дольше остальных и хорошо себя зарекомендовало, продемонстрировав эффективность и безопасность [5].
 

Что проверить в рецепте? Что зафиксировать?

Что проверить в рецепте? Что зафиксировать?

Прежде чем отпустить рецептурное лекарство, нужно произвести фармацевтическую экспертизу, то есть проанализировать рецепт с учетом действующих на сегодняшний день правил оформления бланка. Перечислим основные этапы экспертизы [1], [2].
 
1. Проверьте соответствие бланка и прописи

2. Проверьте, верно ли указаны реквизиты организации, выдавшей бланк

3. Проверьте полномочия специалиста, который выписал рецепт (врач, специалист, имеющий среднее медицинское образование, комиссия)

4. Обратите внимание на срок действия рецепта

5. Проверьте оформление прописи и способа использования средства. Состав пишется на латыни, способ использования — на русском языке. Прописывается дозировка, частота, время приема

6. Проверьте совместимость ингредиентов в рецепте, а также обратите внимание на взаимодействие всех лекарств, которые назначены человеку

7. Сопоставьте дозу, выписанную посетителю, и разовую и суточную дозу лекарства, максимально возможную, с поправкой на возраст

8. Проверьте, соответствует ли установленным законодательством нормам то количество препарата, которое выписал врач
 
Если все условия соблюдены и отпуск рецептурных ЛС возможен, выдавайте клиенту препарат, ставьте отметку «Лекарство отпущено» и возвращайте рецепт либо оставляйте его на хранение в аптеке. Если же вы выявили нарушение хотя бы одного пункта, то препарат не может быть отпущен. В этом случае ставьте штамп «Рецепт недействителен», фиксируйте этот факт в журнале и возвращайте бланк посетителю.
 

Консультация: о чем предупредить посетителя?

Консультация: о чем предупредить посетителя?

Фармацевтическое информирование и консультирование покупателя должно давать полную картину применения лекарственного средства. Рассмотрим на примере рецептурного препарата для терапии бронхиальной астмы [6], о чем следует предупредить клиента.
 
  • Состав лекарства (например, аминофиллин, таблетки по 150 мг)
  • Для чего предназначено средство (снимает бронхоспазм)
  • Правила приема препарата (в соответствии с индивидуальными особенностями человека определяет врач, например взрослым внутрь, 3–4 раза в день по 150 мг после еды)
  • Условия хранения препарата (при температуре не выше 25 ºС)
  • Совместимость с другими лекарствами (с осторожностью используется в сочетании с антикоагулянтами, не совместим с прочими производными ксантина и т. д.) и продуктами (ограничить большие количества продуктов и напитков, в состав которых входит кофеин)
  • Эффективность (способствует расслаблению мускулатуры бронхов, насыщению кислородом крови, уменьшает частоту тяжесть приступов апноэ и др.)
  • Безопасность (перечисляем возможные побочные действия, например, со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы, и говорим о необходимости соблюдать меры предосторожности)
 
Как видим, чтобы не допустить ошибки при отпуске Rx-препарата, нужно строго проверять правильность заполнения рецепта и следовать алгоритму работы с посетителями аптеки. Не нужно забывать и про консультацию клиента. Давайте все рекомендации просто и понятно, разговаривайте с покупателем, определяйте и развеивайте неверные представления посетителя, просвещайте его. Развернутая консультация помогает людям более ответственно и осознанно подходить к назначенному лечению и благоприятно отражается на работе аптеки в целом.
 
Источники
 
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.12.2019 № 1022н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н».

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

5. Фармацевтическое консультирование/Под ред. Оковитого С. В., Куликова А. Н. — М.: Гэотар-Медиа, 2020.

6. Эуфиллин. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата.
Вам может быть интересно

Враги аллергика

Работа в сетевой аптеке

В России распространена пыльцевая аллергия, или поллиноз. Что можно порекомендовать посетителям аптеки?

Читать статью

Лекарство для ребенка: зона повышенной ответственности

Будни работника аптеки

Подбор лекарств в педиатрии

Читать статью

Новая позиция повышенного спроса – пульсоксиметры в аптеке

Будни работника аптеки

Пульсоксиметр стал главным гаджетом 2020-го года

Читать статью

Как наладить обратную связь с посетителями?

Будни работника аптеки

Как получить фидбэк и понять «Чего хотят клиенты?»

Читать статью

Как избежать трудностей перевода: разговариваем с клиентом на одном языке

Общение с посетителями

Как вести себя в процессе консультации с покупателем

Читать статью

Будут ли рецептурные ЛС продаваться онлайн?

Заведующему аптекой

Минздрав не одобрил проект закона, который давал бы право реализовывать рецептурные препараты через Интернет.

Читать статью

Как грамотно сказать НЕТ

Общение с посетителями

Как отказать в продаже лекарства посетителю, состояние которого вызывает беспокойство?

Читать статью

Ошибка фармацевта

Общение с посетителями

У фармацевта бывают ситуации, когда он, уже совершив ошибку в общении с покупателем, продолжает вести с ним беседу, не подозревая, что покупатель для аптеки, по сути, уже потерян. Учимся избегать таких роковых ошибок!

Читать статью

Как перевести посетителя в режим покупки?

Будни работника аптеки

«Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя»

Читать статью

Фармацевт и хронический больной – формула общения

Будни работника аптеки

Консультация и коммуникация с хроническими больными

Читать статью

Эмоциональный интеллект

Стандарты общения с посетителями

Что это такое? Как можно развить и проработать? Как помогает в работе с покупателями?

Читать статью

Надлежащая аптечная практика — изменения

По закону

Минздрав опубликовал новые документы о хранении лекарств

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять