Отпустить или «отпустить»?
- Роль фармацевта в самолечении посетителя
- Базовые принципы ответственного самолечения
- Чем полезна практика «self-care»?
- Тревожные симптомы и состояния
- Как действовать фармацевту, если клиента нужно «отпустить»?
Неопределенный запрос, просьба посоветовать препарат по симптомам, отпустить конкретное ЛС без назначения врача, – все эти формы коммуникации подразумевают дальнейшее самолечение. Что же это такое?
ВОЗ дает такое определение понятию: «Ответственное самолечение является способностью людей, семей и сообществ сохранять здоровье, предотвращать болезнь, поддерживать здоровье и справляться с болезнью и инвалидностью с/без поддержки медицинского работника». [3] В трактовке Европейской комиссии, самолечение подразумевает прием потребителем безрецептурных препаратов по собственному желанию и под свою ответственность, но с учетом рекомендаций фармацевта или другого медицинского работника. [4]
Исходя из отечественного и зарубежного опыта, в частности, концепции Европейской ассоциации ответственного самолечения (AESGP), можно выделить следующие базовые принципы практики ответственного самолечения [5]:
2. Пациент несет ответственность за самолечение, поэтому важно изучить инструкцию к препарату перед использованием.
3. Врачи и фармацевты играют важную роль в ответственном самолечении, в обеспечении информации, помощи и рекомендаций о рациональном применении безрецептурных средств.
4. Период для самолечения обычно не должен превышать 3-7 дней.
5. Консультация врача должна быть в приоритете, а самолечение не должно применяться, если имеются признаки серьезных состояний.
6. Особое внимание должно быть обращено на следующие группы пациентов: беременные и кормящие женщины, дети, пожилые пациенты.
Внедрение практики ответственного самолечения позволяет снизить нагрузку и финансовые затраты систем здравоохранения во всем мире. Согласно данным Фармакологической ассоциации Европейского союза, 30% посещений семейных врачей являются ненужными. [6]
А, например, в США более 18 млн. взрослого населения страдают аллергическим ринитом, и если бы половина пациентов хотя бы раз не обратилась к врачу за счет самолечения ОТС-средствами, то суммарная экономия для больных составила бы 90 млн. долларов в год. [7] При этом финансовое бремя здравоохранения США облегчилось бы еще значительнее.
Выбор ответственного самолечения, в случае, когда диагноз установлен врачом и даны рекомендации по дальнейшей терапии, оправдан. Пациент может продолжить лечиться при информационной поддержке фармацевта. Но когда такая тактика не подходит, и посетителя стоит оправить к врачу?
В практических рекомендациях по фармконсультированию, составленных Национальной Фармацевтической Палатой, к тревожным состояниям относятся [8]:
- температура выше 37,5, указывающая на воспалительный процесс;
- давление выше привычных показателей на 30–40 мм рт. ст.;
- головная боль, сопровождающая рвотой (может указывать на кровоизлияние в мозг);
- острая боль в правой нижней части живота (может указывать на воспаление или разрыв аппендикса);
- рвота с кровью (может указывать на внутреннее кровотечение);
- кашель с кровью или кровь в моче;
- боль, которая продолжается дольше 3-х дней и в ночное время;
- отсутствие стула более 7 дней;
- устойчивый кашель более 7 дней;
- боли в животе после употребления жирной пищи;
- резкое снижение веса при сохранении привычного образа жизни;
- забывчивость и кратковременные потери памяти.
- состояние ухудшается или симптомы становятся более выраженными;
- наблюдается сильная боль;
- применение 1-2 лекарств оказалось неэффективным;
- развились нежелательные эффекты;
- присутствуют симптомы серьезных расстройств психики – беспокойство, депрессия, заторможенность, ажитация или повышенная возбудимость. [9]
✓ Если клиент сообщает о наличии одного или нескольких настораживающих симптомов из списка, следует направить его на консультацию к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.
✓ Важно объяснить посетителю, что наличие подобных симптомов говорит о высоком риске возникновения серьезных, а возможно, и необратимых проблем со здоровьем. Но их можно избежать, если не терять времени и не изменять клиническую картину патологического состояния самолечением, обратившись за квалифицированной медицинской помощью.
А наша наглядная инфографика, помогающая правильно оценить возможность применения самолечения, всегда будет у вас под рукой.

2. Kickbusch I. A Game Change in Global Health: The Best is Yet to Come. Public Health Reviews. 2014;35 (1):1-20.
3. Kickbusch I. Self-Care in Health Promotion. Social Science & Medicine. 1989;29(2):125-30.
4. The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355
5. С.В. Оковитый, А.Н. Куликов. Фармацевтическое консультирование. // Уч.пособие для студентов специальности «Фармация». – М.: Геостар-Медиа, 2020. – 202 с.
https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2020/07/NF0017594.files_.pdf
6. Webber D, Guo Z, Mann S. Self-Care in Health: We Can Define It, But Should We Also Measure It? Self Care. 2013;4(5):101-6.
7. https://www.cdc.gov/nchs/fastats/allergies.htm
8. https://nacpharmpalata.ru/wp-content/uploads/2020/12/aktualizirovannaya-metodichka-farmkonsultirovanie.pdf
9. https://www.gastroscan.ru/literature/authors/10828
В марте 2022 года начнет действовать единый стандарт для фармацевтов
Актуальное
В конце июня 2021 года Минюстом РФ был зарегистрирован приказ Минздрава: «Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт».
Читать статью«Врачебная тайна» для фармацевта
Аптека в законе
Несут ли ответственность фармацевты за разглашение конфиденциальной информации о здоровье своих клиентов?
Читать статьюМанипуляция «во благо»
Стандарты общения с посетителями
Психологические приемы для привлечения покупателей
Читать статьюКлиенты-манипуляторы: как противостоять?
Стандарты общения с посетителями
Как противостоять манипулятивному поведению и не поддаться на провокацию?
Читать статьюОнлайн или офлайн?
Аптечная практика
Как аптеке составить конкуренцию интернет-сервисам продажи лекарств и медизделий?
Читать статьюЛекарство для ребенка: зона повышенной ответственности
Будни работника аптеки
Подбор лекарств в педиатрии
Читать статьюФармконсультирование по закону и по совести
Актуальное
Фармацевт - специалист с самым высоким уровнем доверия
Читать статьюФармацевт и хронический больной – формула общения
Будни работника аптеки
Консультация и коммуникация с хроническими больными
Читать статьюНадлежащая аптечная практика — изменения
Аптека в законе
Минздрав опубликовал новые документы о хранении лекарств
Читать статьюСовмещаем приятное с полезным: чем занять себя, когда в аптеке нет посетителей?
Будни работника аптеки
Почему бы не провести условно-свободное время за необременительным, но полезным занятием?
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.