03 декабря 2021

Посмотрело 255

Отпустить или «отпустить»?

Статья

03 декабря 2021

Посмотрело 255

«Дайте что-нибудь от простуды», «Посоветуйте средство от головной боли», «Зуб разболелся, помогите», – сотрудники аптеки ежедневно, а иногда и не один раз за смену, сталкиваются с подобными запросами от посетителей. ВОЗ и Всемирная ассамблея здравоохранения признают и всячески развивают концепцию ответственного самолечения в глобальной политике, направленной на охрану здоровья. [1], [2] Часть ответственности при самопомощи ложится на плечи фармацевтов. Потому что именно им приходится решать, подходит ли в том или ином случае обращения в аптеку вариант самолечения.
  • Роль фармацевта в самолечении посетителя
  • Базовые принципы ответственного самолечения
  • Чем полезна практика «self-care»?
  • Тревожные симптомы и состояния
  • Как действовать фармацевту, если клиента нужно «отпустить»?
 

Роль фармацевта в самолечении посетителя

Роль фармацевта в самолечении посетителя
 
Неопределенный запрос, просьба посоветовать препарат по симптомам, отпустить конкретное ЛС без назначения врача, – все эти формы коммуникации подразумевают дальнейшее самолечение. Что же это такое?

ВОЗ дает такое определение понятию: «Ответственное самолечение является способностью людей, семей и сообществ сохранять здоровье, предотвращать болезнь, поддерживать здоровье и справляться с болезнью и инвалидностью с/без поддержки медицинского работника». [3] В трактовке Европейской комиссии, самолечение подразумевает прием потребителем безрецептурных препаратов по собственному желанию и под свою ответственность, но с учетом рекомендаций фармацевта или другого медицинского работника. [4]
 

Базовые принципы ответственного самолечения

Базовые принципы ответственного самолечения

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, в частности, концепции Европейской ассоциации ответственного самолечения (AESGP),  можно выделить следующие базовые принципы практики ответственного самолечения [5]:
 
1. Ответственное самолечение является использованием пациентами ОТС-препаратов для симптоматического лечения и терапии легких болезней и ряда стабильно протекающих хронических заболеваний.

2. Пациент несет ответственность за самолечение, поэтому важно изучить инструкцию к препарату перед использованием.

3. Врачи и фармацевты играют важную роль в ответственном самолечении, в обеспечении информации, помощи и рекомендаций о рациональном применении безрецептурных средств.

4. Период для самолечения обычно не должен превышать 3-7 дней.

5. Консультация врача должна быть в приоритете, а самолечение не должно применяться, если имеются признаки серьезных состояний.

6. Особое внимание должно быть обращено на следующие группы пациентов: беременные и кормящие женщины, дети, пожилые пациенты.
 
Данные принципы дают первостольнику четкое понимание необходимости: напомнить посетителю лично ознакомиться с инструкцией, провести полное фармконсультирование, определяют временные рамки для самолечения, а также указывают на группы пациентов,  к которым стоит проявить особое внимание.
 

Чем полезна практика «self-care»?

Чем полезна практика «self-care»?
 
Внедрение практики ответственного самолечения позволяет снизить нагрузку и финансовые затраты систем здравоохранения во всем мире. Согласно данным Фармакологической ассоциации Европейского союза, 30% посещений семейных врачей являются ненужными. [6]

А, например, в США более 18 млн. взрослого населения страдают аллергическим ринитом, и если бы половина пациентов хотя бы раз не обратилась к врачу за счет самолечения ОТС-средствами, то суммарная экономия для больных составила бы 90 млн. долларов в год. [7] При этом финансовое бремя здравоохранения США облегчилось бы еще значительнее.

Выбор ответственного самолечения, в случае, когда диагноз установлен врачом и даны рекомендации по дальнейшей терапии, оправдан. Пациент может продолжить лечиться при информационной поддержке фармацевта. Но когда такая тактика не подходит, и посетителя стоит оправить к врачу?
 

Тревожные симптомы и состояния

Тревожные симптомы и состояния
 
В практических рекомендациях по фармконсультированию, составленных Национальной Фармацевтической Палатой, к тревожным состояниям относятся [8]
 
  • температура выше 37,5, указывающая на воспалительный процесс;
  • давление выше привычных показателей на 30–40 мм рт. ст.;
  • головная боль, сопровождающая рвотой (может указывать на кровоизлияние в мозг);
  • острая боль в правой нижней части живота (может указывать на воспаление или разрыв аппендикса);
  • рвота с кровью (может указывать на внутреннее кровотечение);
  • кашель с кровью или кровь в моче;
  • боль, которая продолжается дольше 3-х дней и в ночное время;
  • отсутствие стула более 7 дней;
  • устойчивый кашель более 7 дней;
  • боли в животе после употребления жирной пищи;
  • резкое снижение веса при сохранении привычного образа жизни;
  • забывчивость и кратковременные потери памяти.
 
Согласно рекомендациям Европейского союза медицинских специалистов (UEMS), Европейского союза врачей общей практики (UEMO) и Европейской ассоциации ответственного самолечения (AESGP), самолечение не применяется в случае, если:
 
  • состояние ухудшается или симптомы становятся более выраженными;
  • наблюдается сильная боль;
  • применение 1-2 лекарств оказалось неэффективным;
  • развились нежелательные эффекты;
  • присутствуют симптомы серьезных расстройств психики – беспокойство, депрессия, заторможенность, ажитация или повышенная возбудимость. [9]
 

Как действовать фармацевту, если клиента нужно «отпустить»?

Как действовать фармацевту, если клиента нужно «отпустить»?
 
✓ До начала  фармконсультирования, вам следует убедиться, что в данном случае можно применить тактику самолечения.

✓ Если клиент сообщает о наличии одного или нескольких настораживающих симптомов из списка, следует направить его на консультацию к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

✓ Важно объяснить посетителю, что наличие подобных симптомов говорит о высоком риске возникновения серьезных, а возможно, и необратимых проблем со здоровьем. Но их можно избежать, если не терять времени и не изменять клиническую картину патологического состояния самолечением, обратившись за квалифицированной медицинской помощью.
 
В своей работе первостольники, как и медицинские работники, руководствуются старейшим принципом медицинской этики Primum non nocere или «Не навреди». Возможно ли навредить самолечением? Безусловно, и вы это отлично знаете. Но теперь вы также знаете, какие симптомы и состояния не позволяют отпустить посетителю препарат, четко понимаете свою роль в практике самолечения и ответственность самого пациента.

А наша наглядная инфографика, помогающая правильно оценить возможность применения самолечения, всегда будет у вас под рукой.

Отпустить или «отпустить»?, фото 1
 
1. Webber D, Guo Z, Mann S. Self-Care in Health: We Can Define It, But Should We Also Measure It? Self-Care. 2013; 4(5):101-6.

2. Kickbusch I. A Game Change in Global Health: The Best is Yet to Come. Public Health Reviews. 2014;35 (1):1-20.

3. Kickbusch I. Self-Care in Health Promotion. Social Science & Medicine. 1989;29(2):125-30.

4. The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355

5. С.В. Оковитый, А.Н. Куликов. Фармацевтическое консультирование. // Уч.пособие для студентов специальности «Фармация». – М.: Геостар-Медиа, 2020. – 202 с.
https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2020/07/NF0017594.files_.pdf

6. Webber D, Guo Z, Mann S. Self-Care in Health: We Can Define It, But Should We Also Measure It? Self Care. 2013;4(5):101-6.

7. https://www.cdc.gov/nchs/fastats/allergies.htm

8. https://nacpharmpalata.ru/wp-content/uploads/2020/12/aktualizirovannaya-metodichka-farmkonsultirovanie.pdf

9. https://www.gastroscan.ru/literature/authors/10828
Вам может быть интересно

Лекарство для ребенка: зона повышенной ответственности

Будни работника аптеки

Подбор лекарств в педиатрии

Читать статью

Фармконсультирование по закону и по совести

Актуальное

Фармацевт - специалист с самым высоким уровнем доверия

Читать статью

Враги аллергика

Работа в сетевой аптеке

В России распространена пыльцевая аллергия, или поллиноз. Что можно порекомендовать посетителям аптеки?

Читать статью

Агрессивный клиент: как успокоить

Общение с посетителями

Несколько советов о том, как успокоить агрессивного клиента

Читать статью

Отпуск рецептурных ЛС

Профессиональные знания

Порядок продажи Rx-препаратов

Читать статью

Ошибки персонала аптеки

Заведующему аптекой

Цена ошибки фармацевта

Читать статью

Нарушение упаковки препарата

Будни работника аптеки

Нарушение упаковки препарата с точки зрения нормативно-правовой базы. И что в порядке отпуска изменит приказ № 1093н?

Читать статью

Гаджеты для мониторинга здоровья

Будни работника аптеки

Названы самые популярные гаджеты для мониторинга здоровья

Читать статью

Принципы дозирования лекарственных веществ

Ликбез

Основные принципы и особенности дозирования лекарств

Читать статью

Надлежащая аптечная практика — изменения

По закону

Минздрав опубликовал новые документы о хранении лекарств

Читать статью

В марте 2022 года начнет действовать единый стандарт для фармацевтов

Актуальное

В конце июня 2021 года Минюстом РФ был зарегистрирован приказ Минздрава: «Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт».

Читать статью

Фармацевт и хронический больной – формула общения

Будни работника аптеки

Консультация и коммуникация с хроническими больными

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять