Покупатель-всезнайка в аптеке
Под влиянием эпохи информации потребители меняются. Они становятся более разборчивыми и требовательными, способными не только самостоятельно определить свои потребности, но и удовлетворить их. [1]
Современный покупатель может, например, перед походом в аптеку изучить отзывы на препарат, ознакомиться с результатами исследований или прочитать научные статьи по теме. Вооруженный информацией, он будет требователен к профессионализму фармацевта. Поэтому сотрудникам аптеки необходимо постоянно повышать квалификацию и актуализировать знания.
Но среди массы осведомленных и грамотных клиентов выделяются «особые случаи». При общении с ними фармспециалисту, помимо профессиональной подкованности, потребуется самообладание. Речь идет о клиентах-всезнайках.
По определению Толкового словаря Д.Н. Ушакова: «Всезнайка – человек, уверенный, будто он знает все, обо всем осведомлен». [2] В другой версии толкования: «Человек, который считает себя всезнающим». [3] Ирония заключается в том, что посетитель не ставит под сомнение свою эрудицию, но факты будут свидетельствовать об обратном.
По каким признакам распознать покупателя такого типа?
В первые мгновения вам может показаться, что пред вами доктор наук, как минимум. Всезнайка мастерски владеет специальной терминологией, почерпнутой из сети Интернет, апеллирует к своему богатому опыту, охотно делится рекомендациями с окружающими.
Из речевых характеристик этого типа можно выделить:
- «Я уже много лет принимаю препарат и лучше вас знаю…»
- «Что вы мне тут рассказываете…»
- «У меня опыт, а вы еще слишком молоды…»
Представители такого типа обычно ведут себя не так, как подобает тактичному человеку: указывают на ошибки и оплошности собеседника, высказывают замечания в присутствии других людей, задают некорректные вопросы, дают непрошенные советы. [5] Несмотря на это попытайтесь сохранить спокойствие и уверенность. Вы – профессионал, обладающий специальными знаниями и профильным образованием.
- Общаться с всезнайкой не сложно, если вы сами хорошо подготовлены и знаете характеристики товаров. Говорите четко, кратко и по существу.
- Задавайте посетителю вопросы. Вряд ли он сможет дать грамотные ответы, что остудит его пыл в доказывании своей правоты.
- Старайтесь не просто возражать, а действовать методом убеждения. Можно, например, присоединиться к авторитету клиента: «Вы же сами знаете, что…».
- Поведение мнимого эрудита часто свидетельствует о том, что ему не хватает признания. Поэтому удачный прием в общении с ним – признание его компетентности. Польстить самолюбию всезнайки может фраза: «Вы так хорошо разбираетесь в препаратах, это заслуживает уважения». [4]
Теперь представим ситуацию, что вам приходится консультировать не всезнайку, а настоящего профессионала – коллегу или врача. Согласитесь, что даже у фармацевта со стажем появляется волнение и неуверенность, что уж говорить о молодых сотрудниках аптеки.
Такой посетитель с порога может заявить: «Я сам/а – врач». Скорее всего, называя свою профессию, клиент не хочет вас напугать или поставить на место. Это что-то вроде кодового слова, избавляющего от ненужных объяснений и позволяющего общаться на профессиональном языке. Вызов принят.
Важно опять-таки сохранять спокойствие, помня о том, что не вы пришли на прием к специалисту, а к вам обратились за консультативной помощью. Какие еще рекомендации помогут выглядеть достойно в глазах коллеги?
- В момент презентации тщательно аргументируйте свои рекомендации: приводите факты, доказательства, ссылайтесь на научные исследования.
- Предложите клиенту-профессионалу несколько вариантов препаратов на выбор, возможно, он предпочтет сделать его самостоятельно.
- Используйте прием поддерживающего слушания. Кивайте головой, слегка подайтесь корпусом в сторону собеседника, вставляйте реплики, побуждающие продолжить рассказ.
- Не бойтесь брать паузу на размышления. Фразу «Подождите немного» желательно заменить на более конкретную: «Для того чтобы это выяснить, мне нужно найти аннотацию. Подождите всего 1 минуту».
- Если вы затрудняетесь с ответом, не стоит произносить: «Я не знаю». Лучше сказать: «Я сейчас это выясню». [6]
Фото Фотобанк «Лори»
2. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
4. А.О. Блинов, О.В, Василевская и соавт. Тренинг персонала : учеб. пособие для студентов вузов / А. О. Блинов [и др.]. - Москва: Кнорус, 2005. - 495 с.
5. Капкан. М. В. Деловой этикет : учеб. пособие/ М. В. Капкан, Л. С. Лихачева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 168 с.
6. Потапов Д. Техника продаж. – М.: Науч. книга, 2008. – 26 С.
5 шагов до покупки – превращения посетителя в покупателя
Стандарты общения с посетителями
Как начать общение в аптеке: пять шагов
Читать статьюАгрессивный клиент: как успокоить
Стандарты общения с посетителями
Несколько советов о том, как успокоить агрессивного клиента
Читать статьюОтпустить или «отпустить»?
Будни работника аптеки
Концепция ответственного самолечения
Читать статьюФармконсультирование по закону и по совести
Актуальное
Фармацевт - специалист с самым высоким уровнем доверия
Читать статьюФармацевт и хронический больной – формула общения
Будни работника аптеки
Консультация и коммуникация с хроническими больными
Читать статью«Я боюсь свою работу», или профессиональная неуверенность
Будни работника аптеки
Как преодолеть страх перед начальством и коллегами
Читать статьюУмение убеждать методом социального доказательства
Будни работника аптеки
Триггеры для покупателей в аптеке
Читать статьюЭмпатия в работе фармацевта
Будни работника аптеки
Эмпатия - эффективный инструмент коммуникации
Читать статьюЛекарство для ребенка: зона повышенной ответственности
Будни работника аптеки
Подбор лекарств в педиатрии
Читать статьюКлиенты-манипуляторы: как противостоять?
Стандарты общения с посетителями
Как противостоять манипулятивному поведению и не поддаться на провокацию?
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.