Правила вежливого отказа
Кроме того, существует категория клиентов, которые предъявляют нестандартные требования к сотрудникам аптеки. Нередко бывает так, что постоянный клиент начинает завышать свои ожидания относительно цены препарата, он считает, что ему положена персональная скидка, которую не может позволить себе организация.
В статье мы озвучиваем основные правила поведения с такими покупателями, разбираем ситуации и модели поведения в случае, если клиенту придется отказать. [1]
Отказать клиенту в покупке бывает необходимо не только, когда у аптеки нет технических возможностей для исполнения просьбы пациента. Существуют ситуации, когда просьба клиента может негативно повлиять на репутацию аптеки, нарушать законодательство или нанести финансовый ущерб. [5]
Распространенные случаи, когда необходимо отказать:
- покупатель требует скидку. Регулярные скидки и акции в представлении покупателя должны быть постоянными, и их размер должен быть максимальным. Но для аптеки размер скидки должен в первую очередь укладываться в показатели рентабельности;
- покупатель требует возврата денег и товара. По законодательству товар, приобретенный в аптеке, не подлежит обмену и возврату, но некоторые клиенты об этом не знают. Данные положения прописаны в законе "О защите прав потребителей";
- некоторые клиенты требуют дополнительных бонусов в виде бесплатной доставки либо дополнительной упаковки препарата в подарок;
- любой клиент всегда хочет получить товар как можно быстрее. Это касается дистанционной продажи медикаментов. Например, ему придется отказать, если по регламенту срок доставки занимает 3-4 дня, а товар клиенту необходим уже сегодня;
- при покупке медикаментов клиент просит подарок необоснованно. Например, это может быть дополнительный набор пробников кремов, упаковка пластырей, пачка леденцов или набор зубных щеток. [2]
К сожалению, для некоторых клиентов отказ выглядит как личная обида. Естественной реакцией может стать негатив, который передается на других покупателей и сотрудников аптеки. Чем может обернуться реакция расстроенного покупателя?
1. Он может перестать быть постоянным клиентом и уйдет в другую аптеку.
2. Бывший клиент начнет негативить в виде отзывов в книге жалоб, социальных сетях. Если аптечная организация сталкивается с такой ситуацией, важно правильно закрывать возражения и умело отвечать на негатив. Плохой отзыв всегда указывает на слабые стороны работы аптеки.
3. Недовольный покупатель начнет писать в надзорные и управляющие органы. Это уже самый неблагоприятный вариант. Специальных служб для контроля работы аптеки десятки, и даже при отсутствии явных нарушений потерянное время и нервы обеспечены. [4]
При всей невозможности отказа лучше не доводить ситуацию до конфликта и негатива. По статистике около 85% довольных клиентов приносят на 25% больше прибыли, а 70% клиентов при плохом обслуживании уходят навсегда. [2]
Продажа рецептурных лекарств строго регламентируется законом, поэтому первостольник обязан отказать в продаже, если у клиента нет выписанного рецепта. [1]
Чтобы избежать негатива, клиенту необходимо вежливо и доходчиво объяснить, почему лекарство не продается без рецепта. В некоторых случаях первостольники не утруждают себя разъяснениями, а отвечают в духе «читайте Закон о защите прав потребителей, там все написано». [4]
Так поступать некорректно и неуважительно по отношению к посетителю. Он вправе знать, по какой причине ему отказывают в продаже медикамента. В этом случае фармацевт может предложить альтернативу лекарству.
Предложение альтернативы практически всегда способствует снижению градуса недовольства у покупателя. Если предыдущий шаг в объяснении отказа продажи без рецепта был выполнен правильно, предложение альтернативы может устроить клиента.
Логично, что клиенту неинтересны доводы о том, что аптека несет убытки и другие издержки. Следует сместить фокус разговора с проблем аптеки на решение запроса покупателя. То есть первостольник должен не оправдываться за организацию, а помочь посетителю получить то, что необходимо. [5]
Правильная аргументация отказа - залог нормальных отношений клиента и аптеки. Подавляющее большинство клиентов являются грамотными людьми, которые при правильном подходе согласятся с причиной отказа, если это сделано вежливо и грамотно.
Человеку важно почувствовать заботу и индивидуальный подход. Он должен видеть, что первостольник уделил его проблеме достаточно времени и внимания, тогда он скорее всего нормально воспримет отказ. [3]
1. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебник / О.А.Васнецова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. -424с.
2. Дорофеева В.В. Управление и экономика фармации. Том 3. - Экономика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Издательский центр «Академия». - 2008. - 437с.
3. Косинова И.В. Организация и экономика фармации: Учебник/ Издательский центра «Академия». - 2002. - 400с.
4. Косова И.В. Организация и экономика фармации: Учебник / И.В. Косова// М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2016. – 400 с..
5. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие/ В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева.- М.: Финансы и статистика, 2015.- 560 с.
Принципы дозирования лекарственных веществ
Основные принципы и особенности дозирования лекарств
Читать статьюЭкспресс-тесты на COVID-19 в ассортименте аптек
Будни работника аптеки
На фармацевтическом рынке появились экспресс-тесты, которые позволяют быстро выявить коронавирус или определить наличие антител
Читать статьюПосле каких лекарств нельзя садиться за руль
За первым столом
Отпуская какие ОТС препараты, первостольник обязан предупредить посетителя воздержаться от вождения
Читать статьюНеспящие в аптеке. Обзор средств от инсомнии
Будни работника аптеки
Названы причины бессонницы
Читать статьюАнтидепрессант Флувоксамин снижает риск госпитализации при COVID-19
Новости
Эффективность Флувоксамина при лечении COVID-19
Читать статьюОтпуск «в цифре», или работа с электронными рецептами
Будни работника аптеки
Что нужно знать фармацевту об электронных рецептах?
Читать статьюАзитромицин не доказал своей эффективности при COVID-19
Актуальное
ВОЗ призвала отказаться от использования азитромицина
Читать статьюНеликвиды и сверхзапасы в аптеке: как контролировать, сократить и избежать появления
Аптечная практика
Каждая аптека регулярно сталкивается с товарами, которые пользуются низким спросом или не продаются совсем. Как отделу запасов в аптеке предотвращать появление неликвидов? И что делать, если они все-таки есть?
Читать статьюСотрудничество аптеки с фармпоставщиками
Аптечная практика
Взаимовыгодное сотрудничество с фармпоставщиками: стратегия и тактика
Читать статьюFDA предупреждает: бупренорфин опасен для зубов
Актуальное
FDA выявило более 300 случаев проблем с зубами после приема бупренорфина
Читать статьюАптечный маркетинг в стиле digital
Будни работника аптеки
Цифровизация фармации: основные вопросы
Читать статьюПорядок медосмотров для фармспециалистов
Аптека в законе
Какова процедура и периодичность медицинских осмотров для фармацевтических работников?
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.