Ребенка не обманешь

По мнению психолога доктора Деборы Рот Ледли, стратегия замалчивания взрослых неприятностей ошибочна. Если речь не о разовом мелком конфликте, а о серьезных проблемах, вероятнее всего, ребенок уже догадывается, что в семье не всё в порядке1.
Стоит ли посвящать ребенка во взрослые проблемы
Если в этой схеме нет осознанности, а в семье непринято говорить о своих чувствах, то ребенок рискует принять фрустрацию как норму жизни надолго: он не понимает, что происходит, но чувствует апатию, грусть, одиночество, которые он не может выразить и прожить2. Родители просто не научили его этому: они стеснялись своих чувств.
Кроме того, ребенок на уровне подсознания ощущает неполноценность. Ведь родители не считают его достаточно значимым, чтобы делиться с ним своими чувствами, переживаниями, чтобы проживать их вместе с ним. Он чувствует отчуждение1. Эмоционально он исключен из семейной жизни как минимум на время трудностей, хотя на практике родители, которые не делятся проблемами, часто не могут полноценно выражать и свою радость и счастье: это две стороны одной медали, нельзя надолго отключать одни эмоции и фонтанировать другими.
Стратегия доверительного общения
Все перечисленное – аргументы в пользу того, чтобы выбрать другую стратегию общения с ребенком – стратегию доверительного общения.
Понятно, что вы не сможете рассказать ребенку обо всех ваших финансовых перипетиях, флирте мужа/жены, конфликтах с начальством или коллегами, однако вы можете поделиться с ним своими эмоциями и быть понятым им – именно на эмоциональном уровне.
Вопросы дают ответы
Попробуйте начать с простых вещей и выяснить, что ребенок знает и думает, например, о вашей ссоре: «Кажется, ты слышал вчера, как мы с папой ругались, что ты об этом думаешь?» или «Ты, наверно, заметил, что я дольше стал задерживаться на работе. Тебя это беспокоит?».
Задавая вопросы, мы уходим от подмены мнения ребенка собственной интерпретацией проблемы. Когда родитель понимает, что ребенок слышал и как это понял, то может правильно выбрать, тон и начало беседы. «Сынок, у нас действительно сейчас проблемы с деньгами, я их сейчас решаю, извини, если меньше стал уделять тебе времени. Мы это исправим.» или «У нас с папой появилось взаимное непонимание. Сейчас мы его стараемся преодолеть. В отношении к тебе ничего не изменилось, ни у него, ни у меня. Мы оба тебя любим».
Обмен чувствами
Важно подчеркнуть, что ваши вы не вините в ваших проблемах ребенка, доверяете ему.
«Возможно после того, как вы поделитесь своими переживаниями, вам не захочется уйти с глаз долой. И тогда ребенок наверняка вам посочувствует, поделится чем-то сокровенным. Например, расскажет, что у него тоже бывают такие ситуации в жизни, когда его что-то злит и обижает, и он приходит домой расстроенным. Если это маленький ребенок, он тоже может вас удивить в своих проявлениях. Дети учатся вербализировать свои чувства, осознавать их, конструктивно обращаться с ними, брать ответственность за весь спектр чувств», — говорит психолог семейного центра «Родник» Татьяна Егорова3.
Культура конфликта
Что же касается семейных противостояний, то лучше их не прятать от ребенка, а соблюдать культуру здорового конфликта, где обе стороны уважают друг друга говорят о проблеме, о своих переживаниях, и при этом не переходят на личности не ущемляют достоинство друг друга. В этом случае даже самые острые эмоции – гнев, раздражение, обида будут восприняты ребенком нормально, как естественные и понятные. Именно так у детей развивается эмоциональный интеллект: он видит здоровые эмоции взрослых, понимает, что их вызвало, понимает душевную боль других людей и по мере взросления учится не допускать поступков, которые ее вызывают, которые нарушают границы другого человека, доставляют ему дискомфорт4.
Антураж решает все
Серьезные проблемы требуют серьезного обсуждения. Это значит, что вы не можете с наскока вывалить на ребенка все свои переживания, например, во время перерыва в его работе над домашним заданием или во время похода в кино. Выбор времени и места разговора крайне важен. И здесь уместен такой подход: когда эмоции слишком острые, обозначить контуры проблемы и предложить время ее обсуждения, но не вести беседу здесь сейчас: велик риск аффективных состояний, которые далеки от конструктива. Ключевые фразы могут быть: «Я знаю, и ты знаешь, что у нас есть проблема. Я думаю, что вместе мы сможем ее решить. Прилагаю поговорить об этом за чаем в четверг».
За время до часа Х наиболее острые эмоции будут пережиты, и вы можете говорить с ребёнком по душам без срывов и истерик. Кстати, чай или другой горячий напиток – важное условие беседы. Церемония чаепития сама по себе снимает стресс и дарит ощущение уюта5. Вам останется только настроиться на душевный разговор и поведать о самом сокровенном. Если вы сможете рассказать о своих переживаниях искренне, ваш ребенок вас обязательно поймет. Взамен вы получите доверие – главный компонент в отношениях родителей с детьми, который не подвластен никаким финансовым кризисам.
Источники:
Деловой этикет, или о чем лучше молчать с коллегами
Будни работника аптеки
А вы соблюдаете правила делового этикета?
Читать статьюМечты и планы - что влияет на успешность реализации задуманного?
Будни работника аптеки
Какие нейропсихологические процессы за это отвечают, как работать с ними грамотно, получая позитивный результат
Читать статьюАгрессивный клиент: как успокоить
Стандарты общения с посетителями
Несколько советов о том, как успокоить агрессивного клиента
Читать статью«Светя другим, сгораю сам» — профессиональное выгорание фармацевтов
Будни работника аптеки
Как помочь посетителю и не сгореть самому — практические советы
Читать статьюКак грамотно сказать НЕТ
Стандарты общения с посетителями
Как отказать в продаже лекарства посетителю, состояние которого вызывает беспокойство?
Читать статьюМанипуляция «во благо»
Стандарты общения с посетителями
Психологические приемы для привлечения покупателей
Читать статьюКак избежать трудностей перевода: разговариваем с клиентом на одном языке
Стандарты общения с посетителями
Как вести себя в процессе консультации с покупателем
Читать статьюКоллектив аптеки: инструкция по взаимодействию с коллегами
Аптечная практика
Как эффективно взаимодействовать в аптеке с коллегами
Читать статью«Это мне не подходит!», или как грамотно предложить альтернативу
Будни работника аптеки
Как заставить покупателя купить то, что ему не нужно
Читать статьюТоксичный посетитель: есть ли противоядие?
Будни работника аптеки
Как распознать и обезвредить токсика
Читать статьюКогда лучше молчать, или что нельзя говорить покупателю?
Будни работника аптеки
Искусство введения диалога для успешной продажи в аптеке
Читать статью
Комментарии: 0
или
Зарегистрироватьсячтобы оставить комментарий.