27 сентября 2022

Посмотрело 242

Субординация что это?

Статья

27 сентября 2022

Посмотрело 242

Для соблюдения субординации важно с самого начала выстроить правильные отношения с клиентом и не переводить общение в личную плоскость. Если клиент нарушает личные границы, продолжает пытаться сблизиться с продавцом, не стоит опасаться обидеть человека. Фармацевт не виноват в том, что заинтересовал клиента не просто как сотрудник аптеки.
Нередко покупатели, которые долго ходят к одному и тому же фармацевту, начинают воспринимать его как друга, интерпретируя вежливость в качестве желания выстроить межличностные связи. В результате это выливается в переходе на ты, комментарии о прическе, вопросы о личной жизни. Попытка осадить человека приводит к возникновению обид, недопонимания. Именно поэтому важно заранее разобраться, как поставить личные границы и побудить клиента соблюдать субординацию, не забывая о вежливости.

Как выбрать метод субординации
Разбираясь как соблюдать субординацию, следует учесть существующие формы процедуры. Выбирать походящую из них нужно руководствуясь особенностями ситуации. Субординация может быть выражена в виде [1]:
1. Просьбы. Это одна из основных форм общения с клиентами. Она применяется, если сотрудник аптеки хочет вежливо изменить поведение клиента. Например, фармацевт может попросить не задавать личных вопросов или не комментировать внешний вид, вернувшись в плоскость общения продавец-клиент.
2. Рекомендации. Метод позволяет направить клиента, аккуратно указать на то, что он делает что-то неправильно. Однако во время общения важно придерживаться нейтрального тона. В ином случае подобное обращение воспримут как грубость.
3. Приказа. Этот метод не подходит для работы с клиентами. Обычно рассматриваемую форму субординации применяют начальники в процессе работы с подчиненными. Приказ в отношении покупателей неприемлем. Он будет воспринят как грубость, оскорбление. Если происходит нарушение субординации со стороны клиентов, важно провести анализ ситуации и понять ее причину. Возможно, сам фармацевт вел себя слишком доброжелательно, что было воспринято как готовность к переводу отношений в новую плоскость. В результате клиент решил, что вы можете стать друзьями. Чтобы подобные ситуации не возникали, важно сохранять вежливую холодность, не давая клиенту поводов считать, что ваши отношения с ним могут стать более близкими.

Как соблюдать субординацию в разных ситуациях
Чтобы не происходили нарушения субординации, важно выстраивать ее с первого дня общения с клиентом. Необходимо заранее определить границы и не позволять нарушать их. Только так удастся обойтись без обид и прочего. В ином случае есть шанс столкнуться с необоснованными претензиями со стороны покупателей. Нужно помнить о том, что вернуться к отношениям продавец-покупатель может быть крайне сложно или вообще невозможно, если происходит систематическое нарушение субординации [1].

Как первостольнику выстраивать субординацию с покупателями
Поставить границы в общении не только можно, но и нужно. Необходимо помнить о том, что человек, находящийся на рабочем месте, обязан соблюдать субординацию. Правило действует, даже если в качестве клиента выступают его близкие родственники или друзья. Часто порядок общения с покупателями закреплен внутренними нормативами, и их нарушение может стать поводом для вменения санкций в отношении нарушителя.
Однако субординация не исключает возможность противостоять противоправным действиям, высказывать недовольство, когда покупатель переходит границы и действует вопреки установленным нормам. В процессе общения с клиентом важно соблюдать следующие правила [3]:
1. Не нужно переходить на «ты» с клиентом. Вежливое «вы» уместно вне зависимости от возраста покупателя.
2. Важно отвечать коротко и тактично. Вдаваться в подробности следует только в том случае, если вопрос касается продаж. Предложение обсуждения погоды, городских и иных событий не должно вызывать бурной реакции у фармацевта.
3. Все переговоры необходимо проводить только в рабочей среде. Не стоит делиться с клиентом личными контактными данными, добавлять его в социальных сетях, если это не страничка аптеки.
4. Не нужно бояться возможной негативной реакции на попытку осадить и вернуть общение в рабочее русло. Фармацевт не несет ответственности за то, что им заинтересовались не только как сотрудником аптеки.
5. Фотографии на рабочей и личной странице должны отличаться. Так найти фармацевта будет сложнее. Субординация призвана упростить сотрудничество с клиентами, установить определенные нормы, вытекающие из положений делового этикета. Однако она не должна становиться помехой в ситуациях, когда покупатель ведет себя неподобающе, или присутствует потребность в важном личном вопросе. В качестве единичных случаев возможно отступление от установленных норм. Однако это не должно становиться правилом, препятствующим нормальному взаимодействию между фармацевтом и покупателем, а также вызывающим недовольство той или иной стороны [2].

Как соблюдать субординацию, если клиент хамит?
На практике не все люди осознают, как понять, что нужно соблюдать субординацию. Нередко клиенты игнорируют правила приличия, опускаясь до хамства. Такая ситуация воспринимается продавцом на свой счет. Человек испытывает негатив, хочет сорваться и ответить. Однако в большинстве случаев хам решает собственные проблемы.
В конфликтных ситуациях важно сохранять спокойствие. Переход на личные оскорбления, отказ в предоставлении услуги может быть в последующем использован как повод для привлечения к ответственности. Нельзя реагировать на выпады хама. Допустимо ловкое парирование, не выходящее за рамки приличия и касаясь только профессиональных тем. Обычно человек, не ощущая агрессии, постепенно успокаивается и возвращается к деловому общению или уходит.

Можно ли первостольнику не продавать товар покупателю, если он ему хамит
Хамство – крайне неприятное явление. Однако в законе не говорится, что подобное поведение позволяет отказываться продолжать сотрудничество. В ст. 426 ГК РФ [4] говорится, что публичный договор на предоставление товаров или услуг считается заключенным, если покупатель выразил приобрести предмет сделки, который способно реализуется, и соответствует требованиям для его покупки. Отказ в продаже препарата из-за хамства будет считаться нарушением.

Источники
1. https://www.hr-director.ru/article/67114-subordinatsiya-kak-uluchshit-otnosheniya-18-m10
2. https://www.sekretariat.ru/article/210896-qqq-17-m5-subordinatsiya-na-rabote
3. https://vc.ru/life/130713-subordinaciya-kak-vesti-sebya-s-klientom-esli-on-peresek-chertu
4. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/5b4886fd41d95bd272f7a06c75e26762630ac683/
Вам может быть интересно

Как наладить обратную связь с посетителями?

Будни работника аптеки

Как получить фидбэк и понять «Чего хотят клиенты?»

Читать статью

Деликатный вопрос

Будни работника аптеки

Как помочь посетителю аптеки, который долго стоит у витрины с товарами для интимного здоровья и не решается задать свой деликатный вопрос?

Читать статью

ВОЗ дополнила список препаратов от COVID-19

Новости

Чем лечить COVID-19? ВОЗ обновила список лекарств

Читать статью

Тонкости возврата лекарственных средств

Аптечная практика

Оформление возврата лекарств

Читать статью

«Специалист? Докажи!», или аккредитация фармацевтов

Актуальное

В 2021 году для специалистов фармации сертификация была заменена периодической аккредитацией

Читать статью

Что нужно знать об антицеллюлитной косметике

Актуальное

Целлюлит — очень распространенная проблема, с которой сталкиваются женщины разного возраста и комплекции. Что можно предложить покупательницам?

Читать статью

Викторина "Лекарственные формы"

Викторины и квизы

Драже, суппозитории, порошки, таблетки, инъекции, – в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано более 30 лекарственных форм. Ответив на вопросы нашей викторины, вы не только освежите свои знания, но и, наверняка, узнаете много нового.

Читать статью

Прибыль аптеки

Аптечная практика

В статье мы рассмотрим, какие инструменты помогут увеличить выручку, когда и как их правильно применять, а также проанализируем, почему важен ориентир на покупателя.

Читать статью

Азитромицин не доказал своей эффективности при COVID-19

Актуальное

ВОЗ призвала отказаться от использования азитромицина

Читать статью

Как аптеке отличиться?

Актуальное

Рынок аптечных организаций

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять