Три шага синонимической замены

Новость

19 мая 2022

Посмотрело 373

В современных реалиях все препараты должны быть выписаны по международному непатентованному наименованию (МНН), а первостольники обязаны предоставлять покупателям полную информацию по различным средствам в рамках одного МНН. О чем важно не забывать при синонимической замене подскажет наш пошаговый алгоритм
Три шага синонимической замены
Тонкости наименования

Международное непатентованное наименование – это уникальное наименование действующего вещества лекарственного средства, которое рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)1. Оно помогает идентифицировать активные фармацевтические субстанции и лекарственные препараты и является общественной собственностью, что и закреплено в слове «непатентованное».

Система МНН координируется ВОЗ с 1953 года2, а чтобы получить МНН разработчик лекарственного препарата обязан оставить заявку на официальном сайте организации.

Процесс выбора МНН занимает длительное время, в среднем 2,5 года1. ВОЗ выпускает МНН на семи языках: английском, латинском, французском, русском, испанском, арабском и китайском. 

МНН присваивается только чётко определимым веществам, которые можно однозначно охарактеризовать химической формулой. МНН не подбираются для веществ растительного происхождения, гомеопатических средств и смесей, и не используются для веществ, которые давно применяются в медицинских целях под устойчивыми названиями (например, морфин)1. Список МНН содержит более 9 000 записей, ежегодно пополняясь на 120-150 позиций3.

По закону в России производители лекарственных препаратов обязаны указывать МНН на упаковках4, а медицинские работники – назначать и выписывать лекарственные препараты по МНН, а при его отсутствии – по группировочному наименованию5.

Компетенция первостольника

Основная инструкция, согласно которой работник первого стола должен действовать в рамках синонимической замены – это рецепт. В нем должно быть указано МНН, дозировка и форма выпуска препарата. Тем не менее, производя синонимическую замену важно помнить и о других факторах. Не упустить важные моменты вам поможет наш пошаговый алгоритм.

Синонимичные лекарственные средства – это препараты, которые имеют в составе аналогичные действующие вещества, но разные торговые наименования. Замена на синоним проводится, если в аптеке не оказалось необходимого препарата или он не удовлетворил ценовые ожидания покупателя. Первостольник может предложить другой препарат с тем же МНН и провести фармконсультирование, объяснив разницу.

Шаг первый.
Дозировка и форма.


Удостоверьтесь, что в наличии есть препарат в выписанной медицинским работником дозировке и лекарственной форме. В случае его отсутствия, вы вправе предложить покупателю замену. 
Помните об особенностях отпуска лекарственных средств с дозировкой, отличной от указанной в рецепте. Новые правила отпуска препаратов, закрепленные приказом №1093н6, которые вступили в действие с 1 марта 2022 года, предписывают два варианта действий (см. таблицу).
 
Можно опустить покупателю лекарственный препарат Нельзя опустить покупателю лекарственный препарат
Если дозировка лекарственного препарата, из наличия в аптеке меньше, чем та, что указана в рецепте. Если дозировка лекарственного препарата, из наличия в аптеке, превышает дозировку, указанную в рецепте.
Что еще нужно сделать?
  • Произвести пересчет количества лекарственного препарата с учетом курса лечения, прописанного в рецепте. 
  • Обратить внимание покупателя на изменение разовой дозировки.
  • Рекомендовать покупателю уточнить возможность приема лекарственного средства с дозировкой, превышающей, указанную в рецепте, у медицинского работника, который его выписал.
Таблица. Отпуск лекарственных средств с дозировкой, отличной от указанной в рецепте6.

Шаг второй.
Стоимость лекарственного препарата.


При отпуске лекарственного препарата первостольник не может скрывать информацию о наличии синонимов, имеющих более низкую цену7. Поэтому вы обязаны предупредить покупателя о наличии наиболее доступного по стоимости препарата.

При этом знайте: закон не указана необходимость информировать покупателя о цене всех синонимичных препаратов, представленных в аптеке. Можно лишь упомянуть о возможности выбора препаратов разной ценовой категории.

Шаг третий.
Законные требования.


При отпуске лекарственного препарата первостольник должен проинформировать покупателя о режиме и дозах приема, правилах хранения в домашних условиях, возможном взаимодействии с другими лекарственными препаратами8. Это обязательное условие для отпуска всех лекарственных средств, синонимическая замена не исключение (см. алгоритм).

Если покупатель колеблется с выбором препарата, несмотря на единую ценовую категорию, форму выпуска и способ приема, можно предложить ему остановится на препарате, который дольше всего присутствует на рынке, или выбрать средство того производителя, которое он принимал ранее.

Алгоритм консультации покупателей с рецептом.

Покупатель: У меня рецепт на лекарственное средство.
Первостольник: У нас есть несколько препаратов, которые содержат это действующее вещество. Для вас имеет значение стоимость препарата?
Покупатель: Конечно, мне бы хотелось недорогое средство.
Первостольник: Обратите внимание на этот препарат (демонстрирует покупателю упаковку). Он удовлетворяют требованиям, указанным в рецепте, и имеет приемлемую цену.
Покупатель: Отлично, я беру!
Первостольник: Принимайте препарат, как выписал врач. Соблюдайте указанную кратность приема и сочетание с пищей (до, после или во время еды). Препарат может вступать в лекарственные взаимодействия с другими средствами – они указаны в инструкции. Обратите внимание на его взаимодействие с продуктами питания и алкоголем. Храните лекарство согласно условиям, заявленным в аннотации, важен температурный режим и защита от света. 

Источники:
 
1. Л. А. Лошаков. Система международных и национальных непатентованных названий лекарственных средств // Вестник Росздравнадзора. — 2008. — № 6.
2. Serafini M, Cargnin S, Massarotti A, Tron GC, Pirali T, Genazzani AA (April 2021). "What's in a Name? Drug Nomenclature and Medicinal Chemistry Trends using INN Publications". Journal of Medicinal Chemistry. 64 (8): 4410–4429. doi:10.1021/acs.jmedchem.1c00181. PMC 8154580. PMID 33847110.
3. WHO INN Recommended List 87. https://www.who.int/publications/m/item/inn-rl-87
4. Федеральный закон от 12.04.2010г. №61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об обращении лекарственных средств"
5. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 31.10.2017) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28883).
6. П.13. Приказа МЗ РФ от 24.11.2021 № 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов" (Зарегистрирован 30.11.2021 № 66142).
7. ст.74 ФЗ от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2011, №48, ст. 6724, 2013, №48, ст. 6165).
8. п.22. Приказа МЗ РФ от 24.11.2021 № 1093н.
Вам может быть интересно

Летний несезон-2022: вызовы для фармрозницы

Актуальное

Справится ли фармрозница с вызовами летнего сезона-2022?

Читать статью

Посетители с жалобами на постковидный синдром

Будни работника аптеки

Лечение постковидного синдрома – задача медиков, но фармацевты могут направить посетителя к нужному специалисту

Читать статью

Торговля препаратами и их отпуск в деятельности аптек

Актуальное

Виды услуг фармацевтической деятельности

Читать статью

Дефектура как повод уйти к конкурентам

Аптечная практика

Дефектура в аптеке — что делать? Как избежать потери выручки и имиджа

Читать статью

Деликатный вопрос

Будни работника аптеки

Как помочь посетителю аптеки, который долго стоит у витрины с товарами для интимного здоровья и не решается задать свой деликатный вопрос?

Читать статью

Старт эксперимента по продаже рецептурных препаратов через Интернет

Аптека в законе

В России решили опробовать продажу лекарств по рецепту через Интернет

Читать статью

Психотипы посетителей аптек. Выбираем линию поведения

Будни работника аптеки

Как общаться с категорией болеющих посетителей

Читать статью

Как перевести посетителя в режим покупки?

Будни работника аптеки

«Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя»

Читать статью

TOP-5 речевых ошибок в аптечной практике

Будни работника аптеки

Речевые ошибки, которые не стоит допускать при общении с покупателями

Читать статью

Рост популярности мелатонина длиною в 20 лет

Актуальное

Результаты 20-ти летнего исследования потребления мелатонина

Читать статью

Будут ли рецептурные ЛС продаваться онлайн?

Новости фармы

Минздрав не одобрил проект закона, который давал бы право реализовывать рецептурные препараты через Интернет.

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять